24 декабря Архивач восстановлен после серьёзной аварии. К сожалению, значительная часть сохранённых изображений и видео была потеряна. Подробности случившегося. Мы призываем всех неравнодушных помочь нам с восстановлением утраченного контента!
Вторая кожа: российский химик, который сделал бизнес на нано и ранах
Выпускник химфака МГУ Иван Афанасов изобрел вторую кожу – повязку для ран и ожогов из биополимера, который ускоряет заживление в несколько раз и, сделав свое дело, бесследно рассасывается. Чтобы сделать из своего изобретения товар, ученый переквалифицировался в предпринимателя. Пока объем продаж компании Афанасова составляет лишь около 2 млн рублей в месяц, но в ближайшей перспективе он планирует заменить обычные бинты и вату во всех российских больницах на свои наноматериалы и начать экспорт за рубеж.
Первая компания: фильтры из нанопряжи
Афанасов с детства хотел поступить в МГУ: его родители, сотрудники химфака и факультета почвоведения, привили ему любовь к биологии и химии. Так и вышло: первую научную публикацию и патент на изобретение он получил еще на 3–4-м курсе химфака, а к 24 годам защитил кандидатскую. Но его исследования так и не вышли за пределы лабораторий. Тогда Афанасов понял: чтобы открытия получили применение, нужно самому делать из них коммерческий продукт.
При всей популярности слова «нано» мало кто понимает, что это, собственно, такое. Строго говоря, объект становится нано, когда его толщина не превышает 100 нм (что в 800 раз тоньше человеческого волоса). В промышленности «нано» добавляют и к объектам размером 300–500 нм.
Впрочем, размер – не главное. Главное, что когда диаметр волокон достигает наноуровня, то материал приобретает новые свойства, становится одновременно и прочнее, и пластичнее. Например, карбид кремния – прочный, огнеупорный материал, который используют в металлургии. Если сделать из него нановолокна, сотканный из таких волокон материал становится еще в 3–4 раза прочнее. Именно его сделали Афанасов и его коллега по лаборатории Андрей Матвеев.
Для его создания они использовали растворимые полимеры и электрическое поле высокой напряженности. Материалы из волокон, полученные таким способом (электроформованием), обычно используют неткаными – волокна в них расположены случайно, образуя пористый материал. А если это пористый материал, то самое очевидное применение – фильтр. Афанасов понял, что с помощью того же электроформования можно делать нанофильтры, задерживающие частицы, которые пропускают обычные пористые материалы.
Как-то описание метода, оставленное Афанасовым для студентов на сайте химфака, обнаружил Дмитрий Перминов, глава компании «Биотекфарм». Компания производит перевязочные материалы и пластыри, и Перминов знал, что нановолокнистые материалы идеально подойдут для фильтров и сорбентов. В итоге Перминов, Матвеев и Афанасов основали компанию «Эфтэк», которая производит нановолокнистый материал из полиамида для самых разных продуктов.
Начали с медицинских масок из наноматериала, которые задерживают частицы в 15–20 раз мельче, чем обычные (0,02 мкм и 0,3–0,4 мкм соответственно). При этом себестоимость наномаски не больше обычной. Сейчас компания разрабатывает маски, повторяющие форму лица, которые плотнее прилегают и поэтому фильтруют так же тщательно, как профессиональные респираторы.
Потом компания разработала и наладила выпуск антибактериального материала под названием SNS, который хорошо задерживает микробы, а воздух, наоборот, пропускает. Его «Эфтэк» продает для производства операционного белья и одноразовой медицинской одежды.
На основе той же технологии, применяя разные полимеры, компания стала выпускать сорбенты для нефтеочистки, мембраны для сепараторов; сейчас в разработке фильтры для воды, крови, топлива. Отдельный проект – сигаретные фильтры. По словам Перминова, в «Эфтэк» сделали материал, который в 30 раз снижает уровень вдыхаемых курильщиком смол. Сейчас компания собирает установку для первых десяти тысяч съемных фильтров.
Перминов вложил в «Эфтэк» 2,5 млн рублей как бизнес-ангел, предоставил Афанасову офис и лабораторию «Биотекфарма». Чуть более половины доходов «Эфтэк» получает от продажи материала по уже отработанным формулам, 40% выручки составляют контракты на разработку от компаний – потенциальных клиентов. В 2015 году Афанасов ожидает выручку 9–11 млн рублей.
Компания нацелена продавать материалы именно для медицинских изделий, где бренд уже более-менее известен и можно легко масштабировать бизнес. Пока на фильтрующий материал для медицинских изделий приходится половина продаж компании, на материалы для сорбции нефти – 35%.
Вторая компания: заживляющая повязка как панцирь краба
В 2014 году команда Афанасова и компании Перминова вместе взялись за новый многослойный материал на основе тех же нановолокон, но сделанных из хитозана – биологического полимера, который встречается в природе, – например, в панцирях насекомых, крабов и прочих членистоногих. Хитозан давно используется в препаратах для заживления ран, а также в искусственных кровеносных сосудах и мембранах.
Повязки из хитозана на российском рынке уже были («Мультиферм» и «Коллахит»), но требовали регулярных перевязок. А для глубоких ран и трофических язв, которые в основном и лечили с их помощью, перевязка – это дополнительная травма и риск занести инфекцию. Афанасов разработал материал, который сегодня продает под маркой «ХитоПран», он отличается от всех аналогов тем, что полностью рассасывается за 3–4 дня (или вымывается из раны физраствором). Он восстанавливает кожный покров не хуже аналогов, то есть в два-три раза быстрее по сравнению с обычными бинтами). Хитопран работает как каркас для собственных клеток: при заживлении раны клетки наползают на него от краев к центру. По словам Афанасова, полное рассасывание получилось благодаря сочетанию полимеров разного происхождения – аналога хитозана грибов и панциря краба.
Для производства хитопрана Афанасов с коллегами создали в апреле 2014 года компанию «Наполи», которая на старте получила 15 млн рублей от Фонда посевных инвестиций РВК, еще 5 млн рублей вложил «Биотекфарм». По словам Перминова, он давно следил за тем, как обычные перевязочные материалы заменяются биополимерными и как растет спрос на них со стороны медорганизаций и дистрибьюторов, но искал поставщика технологии. В «Наполи» Перминову принадлежит больше половины; помимо ФПИ РВК, в капитале также участвует Научный парк МГУ, который помогал структурировать сделку.
«Тем, кто считает, что от государства как инвестора лучше держаться подальше, мне есть что возразить, – говорит Афанасов. – Мы никаких сложностей из-за госденег не увидели (отчеты, другие бумажки – да, но в разумных пределах), а рассчитывать поднять деньги на медицинский стартап от частных венчурных фондов, если честно, вряд ли бы удалось». «Пока какого-то дискомфорта, связанного с участием государства в проекте, мы не ощутили. Скорее я как инвестор спокоен, что деньги тратятся по заранее оговоренным статьям, бюджет расписан до копейки», – говорит Перминов.
Материалы из хитопрана закупают больницы, госпитали и ожоговые центры (продажи государственным учреждениям составляют 60% выручки «Наполи»). Минимальная наценка, с которой компания продает свои изделия дистрибьюторам, – 50–100%. Сейчас компания продает повязки под торговой маркой «ХитоПран» на 2 млн рублей (около тысячи упаковок) в месяц, продажи растут на 20% ежемесячно, так что к концу 2015 года Перминов и Афанасов ожидают выручку на уровне 16–18 млн рублей.
Это немало, если учесть, что регистрацию Росздравнадзора «Хитопран» получил только в августе 2014 года. Быстро раскрутить бизнес помогло то, что повязки продают дистрибьюторы «Биотекфарма», хотя сейчас у «Наполи» появилось несколько собственных партнеров и прямые продажи.
Около 10% продаж компании приходится на сайт, где можно купить небольшие наклейки материала – для содранных коленок или расчесанных комариных укусов. И эти прямые продажи втрое прибыльнее, чем работа с государственными учреждениями, однако Афанасов планирует продвигать продукцию именно в госучреждения, хотя это и труднее. Бизнесмен всерьез хочет сделать саморассасывающиеся повязки нормой для российских больниц, а не дорогим продуктом для избранных.
«Переубеждать врачей трудно, многие привыкли лечить так же, как и 20 лет назад, марлей с левомеколем, но личные встречи, звонки, отзывы постоянных покупателей рано или поздно дают снежный ком, так что мы и сами учимся преодолевать закоснелость», – говорит Афанасов.
Популяризировать хитопран помог Николай Островский, ученый из Саратовского государственного университета и врач, один из первых среди профессионалов заговоривший об удобстве работы с хитозаном в хирургии.
Для ран по всему миру
«Эфтэк» – понятный бизнес, а «Наполи» – типичная венчурная история, говорит Афанасов. И ставку он делает именно на второй свой проект. В разработке у стартапа – хитозановый материал второго поколения, с усиленными антимикробными свойствами и антирубцовым эффектом, с «вшитым» в материал коллагеном или с трипсином (ферментом для лечения омертвения тканей). Также разрабатывается линейка хитопрановых пластырей для мелких ран и царапин, пластырь для эпиляции, который будет безболезненно смываться водой вместе с волосками.
«Наполи» надеется получить еще инвестиции 30–60 млн рублей, чтобы направить их на оборудование производства. Также в планах найти дистрибьюторов в Азии и Европе, сейчас хитопран уже сертифицируется по СЕ. Хотя за рубежом продвигать свой продукт будет сложнее: повязки и спонжи с хитозановым слоем в Европе и Америке продают десятки компаний. Еще с 2005 году в армии США повязкой HemCon ($5–6 за штуку) комплектуют аптечку каждого солдата, хотя HemCon не рассасывается.
В России у Афанасова есть возможность поймать волну импортозамещения – продукция «Наполи» действительно в 2–3 раза дешевле, чем повязки с высоким антибактериальным и заживляющим эффектом западных производителей (Urgo, Molnlycke, ConvaTec).
Рашкохейтеры соснули. У нас будет еще немало своих Илонов Масков.
Для ран по всему миру
«Эфтэк» – понятный бизнес, а «Наполи» – типичная венчурная история, говорит Афанасов. И ставку он делает именно на второй свой проект. В разработке у стартапа – хитозановый материал второго поколения, с усиленными антимикробными свойствами и антирубцовым эффектом, с «вшитым» в материал коллагеном или с трипсином (ферментом для лечения омертвения тканей). Также разрабатывается линейка хитопрановых пластырей для мелких ран и царапин, пластырь для эпиляции, который будет безболезненно смываться водой вместе с волосками.
«Наполи» надеется получить еще инвестиции 30–60 млн рублей, чтобы направить их на оборудование производства. Также в планах найти дистрибьюторов в Азии и Европе, сейчас хитопран уже сертифицируется по СЕ. Хотя за рубежом продвигать свой продукт будет сложнее: повязки и спонжи с хитозановым слоем в Европе и Америке продают десятки компаний. Еще с 2005 году в армии США повязкой HemCon ($5–6 за штуку) комплектуют аптечку каждого солдата, хотя HemCon не рассасывается.
В России у Афанасова есть возможность поймать волну импортозамещения – продукция «Наполи» действительно в 2–3 раза дешевле, чем повязки с высоким антибактериальным и заживляющим эффектом западных производителей (Urgo, Molnlycke, ConvaTec).
Рашкохейтеры соснули. У нас будет еще немало своих Илонов Масков.
>Хотя за рубежом продвигать свой продукт будет сложнее: повязки и спонжи с хитозановым слоем в Европе и Америке продают десятки компаний. >продают десятки компаний.
Хотя нет, очередной Денис Попов форкнул очередной Болгенос.
>>10675815 (OP) Давайте это читать больному, который за свой счёт покупает лекарства, физраствор, капельницы и шприцы, находясь на излечении в какой-нибудь областной больнице по соседству с тараканами в палате начале XX века с провисшими сетками кроватей и осыпающемся от влаги чёрным потолком.
>>10675890 >Кто там кукарекал, что в России ничего не делают? >Афанасов с детства хотел поступить в МГУ: его родители, сотрудники химфака и факультета почвоведения, привили ему любовь к биологии и химии. Так и вышло: первую научную публикацию и патент на изобретение он получил еще на 3–4-м курсе химфака, а к 24 годам защитил кандидатскую.
Некоторые вещи остаются неизменными - причислять государству, президенту или себе лично заслуги отдельных энтузиастов и гениальных людей имеющих тот же паспорт, что и они сами.
Аноним ID: Павел Азарович02/09/15 Срд 21:22:24#23№10676610
Вангую через год-два этот парень будет производить свои бинты в Европе, как полит. беженец. Не нужны Рашке такие йобатехнологии, отожмут, если вдруг тема взлетит.
>>10676575 Черезвычайно интересно. Помню когда я вылил на себя кастрюлю с кипятком меня отвезли на скорой в больничку при военмеде (дс2) в клинику термических поражений. Причём лечили совершенно бесплатно - я ни копейки им не отдал ещё и кормили и не так уж и плохо кормили. При том что когда меня упаковывали приехавшие врачи полиса я конечно не нашёл от расстройства из-за обваривания, мне было не до этого. Так что хлеборезку можешь прикрыть.
Это ты - неграмотный дебил. Конечно фирмам выгодно предидущее поколение продавать, ведь чем дольше идёт выпуск, тем больше снижается себестоимость, тем больше навар. Пока Денис Попов выпускает бананоповязки по цене мерседеса, крупные компании наводняют рынок своими копеечными повязками. Потом они придумают ещё что-нибудь эдакое и выбросят на рынок дешёвые повязки третьего поколения, и Попов окажется в пролёте как сопля в полёте.
хитозан уже давно открыли и внедрили. американский целокс и квикслот уже давно в штатных аптечках армии. используется для перевязки с остановкой кровотечения, для остановки арттериальных кровотечений. против колотыъх ранений
>>10676869 > >дс2 > >обобщает на всю россию Дс2 принадлежит множеству Россия. И в том посте было сказано и подразумевалось что в России так везде. Да и есть у меня подозрение что то что я описал далеко не единичная ситуация. А в том посте кроме голословных утверждений ничего нет. Так что ты тоже гуляй лесом.
>>10676950 > подразумевалось что в России так везде > хлеборезку можешь прикрыть ГБУЗ "Пермская краевая клиническая инфекционная больница" (Пермь, ул. Пушкина, д. 96)
Аноним ID: Давуд Ленин 02/09/15 Срд 21:49:58#42№10677066
>фирмам выгодно предидущее поколение продавать Нет, не выгодно. Ну как можно таким дураком быть?
Ты можешь какие угодно бредовые истории городить, но он разработал новый материал. У него есть реальная возможность занять нишу в мировой торговле, а по итогам разработки материала второго поколения, он может даже занять серьёзную долю рынка.
>>10676888 >>10676937 Всё дело в том, что ты технически неграмотен. Хитозан у каждой компании свой и они отличаются по физическим свойствам, технологии производства, цене. Более того, изделия из него это хитозан + что-нибудь. У него новый продукт.
>>10677058 Слышно только шуршание методичек. Что будет дальше? Слив? Пруфы на RT? Виноват майдан? А одно время я приносил пруфы фотографий и документов воровства, некомпетентности, халатности и продажности чиновников и силовиков. Биться с ветряными мельницами в стране дураков бесполезно.
>>10677058 Ну так может наоборот приедешь в дс2? Это ведь ты утверждал что в России так везде. Вон высадишься на витебском вокзале и окажешься сразу на месте - Санкт-Петербург, Загородный проспект, 47. При том что это нихуя не элитная больничка там и бомжи лёживают. Одного примера где не так - хватает чтобы опровергнуть утверждение что в России платят везде за капельницы. И не надо возводить свой случай в ординарный, у тебя нет статистики, как и у меня. Но мне хотя бы хватает совести не проецировать свой опыт на всех.
Аноним ID: Давуд Ленин 02/09/15 Срд 22:00:35#46№10677236
>>10677118 >публикации в реферируемых журналах Какое же ты тупое говно.
>>10677236 Ты бы соть патент почитал, дебил. Сущность «изобретения» очередного попова:
>Сущность изобретения состоит в использовании именно растительного >хитозана или его смеси с хитозаном животного происхождения для >электроформования хитозанового слоя.
>Благодаря аморфизированной структуре растительного хитозана >создается возможность:
Чувачок просто прочитал в журналах про то, что грибной хитозан в коллоиде обладает похожими свойствами, что и хитона ракообразных и предложил использовать его. Всё. Я повторяю. Суть изобретения: вместо рачков используем грибы. А не всякие там маня-саморастворения.
Аноним ID: Давуд Ленин 02/09/15 Срд 22:26:16#51№10677599
>>10677272 >>10677289 >на пабмеде ноль публикаций по слову ChitoPran Наверно потому, что это блядь товарная марка. Серьёзно, будто с дауном разговариваю.
>Где она? Зачем тебе статья? Объяснишь - найду. Коли уж ты такое ебанько, что гуглом пользоваться не можешь.
>>10677410 Ну и снова, всё дело в том, что ты слишком тупой.
>А не всякие там маня-саморастворения. На растворение патент получить нельзя.
А остальным всё просто. Это патент на изобретение, а не статья о научном открытии. Даже блядь малолетние долбоёбы из б разницу знают. Хочешь научной работы - прочитай его диссертацию.
Аноним ID: Давуд Ленин 02/09/15 Срд 22:27:31#52№10677610
>>10678138 Очередной не имеющий аналогов Спартан. Пидорашки видать не понимают как устроена жизнь, страна в которой ничего не делают хорошо, не может что-то создать — на проверку там всегда оказывается хуита или наебалово; но нет мыши продлажают есть кактус — вот хочется залупкам унижений.
>>10678878 Если только Путина он вертит на хую, а у США он сам крутим, пичалька, правда же? Так хотелось погордиться хоть за кого-то кто отомстит за унижения Россиюшки, ан нет.
Первая компания: фильтры из нанопряжи
Афанасов с детства хотел поступить в МГУ: его родители, сотрудники химфака и факультета почвоведения, привили ему любовь к биологии и химии. Так и вышло: первую научную публикацию и патент на изобретение он получил еще на 3–4-м курсе химфака, а к 24 годам защитил кандидатскую. Но его исследования так и не вышли за пределы лабораторий. Тогда Афанасов понял: чтобы открытия получили применение, нужно самому делать из них коммерческий продукт.
При всей популярности слова «нано» мало кто понимает, что это, собственно, такое. Строго говоря, объект становится нано, когда его толщина не превышает 100 нм (что в 800 раз тоньше человеческого волоса). В промышленности «нано» добавляют и к объектам размером 300–500 нм.
Впрочем, размер – не главное. Главное, что когда диаметр волокон достигает наноуровня, то материал приобретает новые свойства, становится одновременно и прочнее, и пластичнее. Например, карбид кремния – прочный, огнеупорный материал, который используют в металлургии. Если сделать из него нановолокна, сотканный из таких волокон материал становится еще в 3–4 раза прочнее. Именно его сделали Афанасов и его коллега по лаборатории Андрей Матвеев.
Для его создания они использовали растворимые полимеры и электрическое поле высокой напряженности. Материалы из волокон, полученные таким способом (электроформованием), обычно используют неткаными – волокна в них расположены случайно, образуя пористый материал. А если это пористый материал, то самое очевидное применение – фильтр. Афанасов понял, что с помощью того же электроформования можно делать нанофильтры, задерживающие частицы, которые пропускают обычные пористые материалы.
Как-то описание метода, оставленное Афанасовым для студентов на сайте химфака, обнаружил Дмитрий Перминов, глава компании «Биотекфарм». Компания производит перевязочные материалы и пластыри, и Перминов знал, что нановолокнистые материалы идеально подойдут для фильтров и сорбентов. В итоге Перминов, Матвеев и Афанасов основали компанию «Эфтэк», которая производит нановолокнистый материал из полиамида для самых разных продуктов.
Начали с медицинских масок из наноматериала, которые задерживают частицы в 15–20 раз мельче, чем обычные (0,02 мкм и 0,3–0,4 мкм соответственно). При этом себестоимость наномаски не больше обычной. Сейчас компания разрабатывает маски, повторяющие форму лица, которые плотнее прилегают и поэтому фильтруют так же тщательно, как профессиональные респираторы.
Потом компания разработала и наладила выпуск антибактериального материала под названием SNS, который хорошо задерживает микробы, а воздух, наоборот, пропускает. Его «Эфтэк» продает для производства операционного белья и одноразовой медицинской одежды.
На основе той же технологии, применяя разные полимеры, компания стала выпускать сорбенты для нефтеочистки, мембраны для сепараторов; сейчас в разработке фильтры для воды, крови, топлива. Отдельный проект – сигаретные фильтры. По словам Перминова, в «Эфтэк» сделали материал, который в 30 раз снижает уровень вдыхаемых курильщиком смол. Сейчас компания собирает установку для первых десяти тысяч съемных фильтров.
Перминов вложил в «Эфтэк» 2,5 млн рублей как бизнес-ангел, предоставил Афанасову офис и лабораторию «Биотекфарма». Чуть более половины доходов «Эфтэк» получает от продажи материала по уже отработанным формулам, 40% выручки составляют контракты на разработку от компаний – потенциальных клиентов. В 2015 году Афанасов ожидает выручку 9–11 млн рублей.
Компания нацелена продавать материалы именно для медицинских изделий, где бренд уже более-менее известен и можно легко масштабировать бизнес. Пока на фильтрующий материал для медицинских изделий приходится половина продаж компании, на материалы для сорбции нефти – 35%.
Вторая компания: заживляющая повязка как панцирь краба
В 2014 году команда Афанасова и компании Перминова вместе взялись за новый многослойный материал на основе тех же нановолокон, но сделанных из хитозана – биологического полимера, который встречается в природе, – например, в панцирях насекомых, крабов и прочих членистоногих. Хитозан давно используется в препаратах для заживления ран, а также в искусственных кровеносных сосудах и мембранах.
Повязки из хитозана на российском рынке уже были («Мультиферм» и «Коллахит»), но требовали регулярных перевязок. А для глубоких ран и трофических язв, которые в основном и лечили с их помощью, перевязка – это дополнительная травма и риск занести инфекцию. Афанасов разработал материал, который сегодня продает под маркой «ХитоПран», он отличается от всех аналогов тем, что полностью рассасывается за 3–4 дня (или вымывается из раны физраствором). Он восстанавливает кожный покров не хуже аналогов, то есть в два-три раза быстрее по сравнению с обычными бинтами). Хитопран работает как каркас для собственных клеток: при заживлении раны клетки наползают на него от краев к центру. По словам Афанасова, полное рассасывание получилось благодаря сочетанию полимеров разного происхождения – аналога хитозана грибов и панциря краба.
Для производства хитопрана Афанасов с коллегами создали в апреле 2014 года компанию «Наполи», которая на старте получила 15 млн рублей от Фонда посевных инвестиций РВК, еще 5 млн рублей вложил «Биотекфарм». По словам Перминова, он давно следил за тем, как обычные перевязочные материалы заменяются биополимерными и как растет спрос на них со стороны медорганизаций и дистрибьюторов, но искал поставщика технологии. В «Наполи» Перминову принадлежит больше половины; помимо ФПИ РВК, в капитале также участвует Научный парк МГУ, который помогал структурировать сделку.
«Тем, кто считает, что от государства как инвестора лучше держаться подальше, мне есть что возразить, – говорит Афанасов. – Мы никаких сложностей из-за госденег не увидели (отчеты, другие бумажки – да, но в разумных пределах), а рассчитывать поднять деньги на медицинский стартап от частных венчурных фондов, если честно, вряд ли бы удалось». «Пока какого-то дискомфорта, связанного с участием государства в проекте, мы не ощутили. Скорее я как инвестор спокоен, что деньги тратятся по заранее оговоренным статьям, бюджет расписан до копейки», – говорит Перминов.
Материалы из хитопрана закупают больницы, госпитали и ожоговые центры (продажи государственным учреждениям составляют 60% выручки «Наполи»). Минимальная наценка, с которой компания продает свои изделия дистрибьюторам, – 50–100%. Сейчас компания продает повязки под торговой маркой «ХитоПран» на 2 млн рублей (около тысячи упаковок) в месяц, продажи растут на 20% ежемесячно, так что к концу 2015 года Перминов и Афанасов ожидают выручку на уровне 16–18 млн рублей.
Это немало, если учесть, что регистрацию Росздравнадзора «Хитопран» получил только в августе 2014 года. Быстро раскрутить бизнес помогло то, что повязки продают дистрибьюторы «Биотекфарма», хотя сейчас у «Наполи» появилось несколько собственных партнеров и прямые продажи.
Около 10% продаж компании приходится на сайт, где можно купить небольшие наклейки материала – для содранных коленок или расчесанных комариных укусов. И эти прямые продажи втрое прибыльнее, чем работа с государственными учреждениями, однако Афанасов планирует продвигать продукцию именно в госучреждения, хотя это и труднее. Бизнесмен всерьез хочет сделать саморассасывающиеся повязки нормой для российских больниц, а не дорогим продуктом для избранных.
«Переубеждать врачей трудно, многие привыкли лечить так же, как и 20 лет назад, марлей с левомеколем, но личные встречи, звонки, отзывы постоянных покупателей рано или поздно дают снежный ком, так что мы и сами учимся преодолевать закоснелость», – говорит Афанасов.