24 декабря Архивач восстановлен после серьёзной аварии. К сожалению, значительная часть сохранённых изображений и видео была потеряна. Подробности случившегося. Мы призываем всех неравнодушных помочь нам с восстановлением утраченного контента!
На горизонте грозно замаячила странная полоса. Дорога вдали вдруг изменилась - она посветлела, покрылась пятнами и стала настоящей, родной. Переход этот зиял четкой, пограничной чертой.
- Сбрасываю до 90, - быстро сказал глава. Сгруппировался. Жестко схватил руль. В прошлом он командовал 611-м летно-истребительным полком. Однажды посадил самолет с отказом обоих двигателей, пару десятков километров планировал до взлетной полосы. А тут, подумаешь, дорога… Линия проскочила под колесами. Удар. Машину мотнуло налево, потом направо.
- Тихо-тихо! - сказали мы хором. И джип, взлетев над кочками, удачно сел и привычно, вперевалочку заковылял по среднерусской дороге, где заплатка на заплатке. И в горизонт, в среднерусскую даль - сотни и сотни раздолбленных километров вперед.
Подходим к стыку двух дорог. Двух цивилизаций. Слева наша, обычная, ежегодно ремонтируемая. Справа - инопланетная, которая не ремонтировалась никогда. Когда она появилась здесь, в маленьком городке Бежецк, почти никто не помнит. Кто ее построил - тоже. Зачем здесь, в безлюдной глубинке, поставили 9-километровый отрезок европейского автобана - не знает никто.
РУССКИЕ НЕ МОГУТ ЭТО СДЕЛАТЬ?
В водительских форумах это место обросло легендами, которые первым рассказал мне тверской родственник. Будучи отличным водителем, он искренне ненавидит российских дорожников, упрямо пытающихся покалечить его «Фольксваген». И как-то весной, стуча колесами по недавно положенному асфальту, он сказал даже не мне, а так - окружающему пространству:
- Бесполезно. Русские просто не могут это делать.
- Могут. Но не хотят, - говорю. (Я всегда вступаюсь за русских. На всякий случай.)
- Не могут, - качал головой тверской родственник. - В плане дорог у нас руки не оттуда растут. Немцы под Бежецком в начале нулевых специально нам показали, как строить. Приехали, говорят, спецы из Германии в рамках программы благотворительной и показали. В итоге дорога лет пятнадцать стоит без ремонта! А наши что? Научились?
На самом деле дороге под Бежецком 11 лет. И как мне рассказали в правительстве Тверской области, ее и правда никогда не ремонтировали. В местном дорожном фонде признали, дескать, знаем это чудо, как не знать. И, покопавшись в архивах, чиновники все-таки выяснили, кто ее построил. И хотя на водительских форумах утверждается, что дорогу строили то ли немцы, то ли финны, на самом деле...
«НАША ЗЕМЛЯ АСФАЛЬТ НЕ ПРИНИМАЕТ»
- Какие немцы? Россияне! Кац ее построил, - удивился глава Бежецкого района Александр Горбанев. - Приехала петрозаводская фирма с руководителем Валентином Кацом. Я тогда, в 2005-м, авиаполком командовал. Кац, помню, явился в Бежецк и сразу на нашем брате чиновнике споткнулся. Зашел в кабинет к главе района познакомиться и выскочил как ошпаренный (усмехается). И больше к нему ни ногой.
- Слава богу, что дорога была первой межобластной категории и к району не относилась, - говорит Горбанев. - Но Кац - уникальный человек (задумывается). Вы же сейчас спросите: в чем секрет этой дороги?
- Обязательно.
- Вот честно - не знаю (хмурится). С одной стороны, я сколько повидал, как строят дороги, например, в Ростовской области, на Ставрополье… Там просто тупо засыпался песок и укатывался. А Кац делал все как-то странно, не по-нашему. У нас бытовало шутливое поверье - земля тверская асфальт не принимает. А тут словно марсиане высадились! Я впервые в жизни увидел, что через каждый слой идет особый материал, а еще - какая-то пленка. По словам местных, фирма вела себя очень странно. Нагнали новую американскую невиданную доселе технику с какими-то передовыми технологиями. А вокруг столько искушений. Старый щебень можно было повыкапывать, но зачем-то привезли свой, новый. Потом завезли дорогую гранитную крошку, хотя менее прочная, щебеночная, на порядок дешевле. Со стоковыми водами была проведена вообще целая спецоперация. Местные дорожники такого не видели никогда - они ж обычно кидают под полотно трубы и все - дешево и сердито. А Кац сделал сначала русла подхода и ухода воды, выпускные и приемные ворота. Труба обкладывалась изолирующими материалами на специальном бетонном основании. Зачем, спросите? - глава района опять вздохнул. - Я тоже тогда думал: что они мудрят?
Мы бродили по обочине «вечной» дороги, существование которой опровергало много официальных строительных теорий, например, «о грузопотоках, убивающих полотно». О страшном русском климате. Да и вообще о бренности всего заасфальтированного... Я вспоминал весеннюю Самару с ручьями, смывающими годовалый асфальт, и радостными дорожниками, снова кладущими его в воду... А Горбанев зачем-то все доказывал мне:
- Зачем русла? Да за одиннадцать лет на дороге одна выбоинка. Одна! Мы все ее знаем. Я уж говорю нашим - заделайте ее, она ж как на ровном стекле царапинка.
«ДА НЕ СЛАБО НАМ, КАК В ЕВРОПЕ, ДЕЛАТЬ!»
Фирма уехала из Бежецка, закончив эти 9 километров, не сойдясь с областью в цене на следующий участок. И городок обречен на вечное соперничество с Кацом.
Положили, к примеру, два года назад дорогу, примыкающую к «девятке». А она, свежая, все равно хуже - машину качает, как пьяного матроса на палубе. Оттого на этих, соперничающих с кацовской, новых трассах маленькие квадратные выемки - пробы для дорожной экспертизы (по словам бежецких чиновников, штука это выгодная - стоимость ее копеечная, зато, имея процент от возможных штрафных санкций к строителям, спецы выискивают малейшие недочеты).
И вроде бы все по ГОСТу, а все равно не то.
Я конечно же, нашел телефонный номер Валентина Каца. Он работает все так же строителем в родном Петрозаводске. Ругает местных коллег за «одноразовые дороги». Говорит, что в его профессии кадровый голод. Система ПТУ, готовившая машинистов катков и асфальтоукладчиков, развалена. Что, кроме совести, дорожникам необходим тщательный контроль. Поэтому где мэр или губернатор слабый, там и дороги негодные. Но на прямой вопрос: почему у русских так плохо с дорогами и есть ли хоть какая-нибудь надежда, вдруг вспылил.
- Хорошие мы, русские, дороги делаем! - воскликнул Кац. - Не хуже европейцев. Да только в экономике все дело. Я в свое время был в Канаде, там, знаете, какие нормативы - основание 50 см бетона, потом сантиметров 40 нижнего слоя и 10 верхнего. А у нас в проектах 20 - 30 см щебенки, 6 см нижнего слоя и 5 верхнего. Все время экономим деньги. А сейчас вообще бюджеты дорожные сократили чуть ли не на треть.
- То есть у вас стало меньше заказов.
- Не-е-ет (смеется), меньше не стало. Государство хочет и рыбку съесть… Они желают и километры получить, и заплатить поменьше. В прошлом году, например, давали 100 миллионов на три километра, а в этом хотят, чтоб построили 10 километров за 70 миллионов. Проектировщики колдуют, в сметах волшебно уменьшается толщина покрытия. Так что если мне дадут заказ с 3 сантиметрами покрытия, никакие кадры меня не спасут - это будет хреновая дорога.
> в Канаде, там, знаете, какие нормативы - основание 50 см бетона, потом сантиметров 40 нижнего слоя и 10 верхнего. А у нас в проектах 20 - 30 см щебенки, 6 см нижнего слоя и 5 верхнего. Все время экономим деньги. А сейчас вообще бюджеты дорожные сократили чуть ли не на треть.
Ларчик просто открывается, пидорахи воруют у пидорах, а пидорахи во всем винят климат и абаму.
На ремонте можно больше заработать, чем на качественной укладке. Ремонт будет кормить десятилетиями а качественную дорогу уложил-и сиди без работы 15 лет?
>>18105424 (OP) Ржу в голос. Сразу видно что статью писал человек, в жизни не встречавшийся с строительством дорог > Нагнали новую американскую невиданную доселе технику с какими-то передовыми технологиями Это хуета, КАТы и прочий импорт уже лет 10-15 есть в любой дорожно-строительной организации. Новые технологии как правило удешивляют строительство, вот за них и хватаются. >Местные дорожники такого не видели никогда - они ж обычно кидают под полотно трубы и все - дешево и сердито Бред. Так трубы кидают только на времянках-объездных. А так положить трубу-адский геморр. Недаром на этих трубах работают свои бригады монтажников, а каждую водопропускную трубу принимает комиссия заказчика отдельно. > А Кац сделал сначала русла подхода и ухода воды, выпускные и приемные ворота. Труба обкладывалась изолирующими материалами на специальном бетонном основании Эти русла делаются для того что бы вода не шла в котлован. По незнанию мат.части аффтор упустил такие моменты как отливка зубов и гидрозамок. Ну и да, никакого чуда Кац не совершил. В 90% случаев дорога валиться по причине несоблюдения тех.требований и чисто человеческого фактора один пример с строительства дороги 5 лет назад Участок, разделенный сопкой(выемкой). По плану надо было вынуть камень из выемки до уровня, отвезти его на участки и поднять им дорогу, что бы был пологий спуск/подъем. Но камня в выемке не хватило. Начали возить камень с дальнего карьера-8 км. Тут прилетело начальство-да вы охуели, еще бы золотом сыпали. Вон, в карьере в 2км есть пескоглина, на складе есть ПГС(песчано-гравийная смесь) делайте этим. ОК. Два участка, два мастера. Один начал ложить глину тонкими слоями, сразу закатывать катком и покрывать слоями ПГС( тоже с закаткой). Второй начал возить глину метровыми слоями и закатывая, накрывал снова ГЛИНОЙ. Через неделю, когда пришло время ложить рабочий слой начались дожди. У первого мастера все ОК, у второго....там бульдозеры садились на брюхо. Но сроки поджимали, покрыли все слоем камня и шебенкой, потом асфальт. На участке 1-го мастера до сих пор ни трещинки, на участке 2-го ямочный ремонт начали делать сразу после укладки асфальта и по сей день. Такие дела... ДВ-кун-дорожник
>>18105504 Смотря где. Полметра бетона-хз, но вот 25 слой ЦГС(так это правильно называется, не бетон), 15 слой пористого и 10 плотного асфальта ложили. Алсо, урежь осетра, никто таких дорог не строит. Полметра ЦГС, полметра пористый асфальт..посчитай квадратуру на один км и прослезись стоимости
>>18105801 Да так и есть. Последние 2 года особенно латочный ремонт и прочие обслуживание спасает фирму. Подрядов мало и бьются за эти км на строительство аки львы, причем много кочевых мощных фирм. Латки спасают проигравшие тендеры местные фирмочки, иначе вообще пиздец.В этом году у нас например только 3 км под реконструкцию(уже сделанны), а для того что бы фирма вроде нашей пережила финансовый год нужно не менее 7-8. Только на латочках и обслуживании и живем..,кхе-кхее
>>18106723 По технологии положено старый срезать и везти на переработку, либо раскрошив на месте на фракции 5-10 см( у нас эту работу выполняет бульдозеры с новыми гусеницами-СМЕКАЛОЧКА) уложить и уплотнить виброкатком, потом ложить новый асфальт. Ну и 3-4 см ниочем даже в городе. Надо миниум 8-10, если в один слой
>>18106480 >Два участка, два мастера. Один начал ложить глину тонкими слоями, сразу закатывать катком и покрывать слоями ПГС( тоже с закаткой). Второй начал возить глину метровыми слоями и закатывая, накрывал снова ГЛИНОЙ. Через неделю, когда пришло время ложить рабочий слой начались дожди. У первого мастера все ОК, у второго....там бульдозеры садились на брюхо. Но сроки поджимали, покрыли все слоем камня и шебенкой, потом асфальт. На участке 1-го мастера до сих пор ни трещинки, на участке 2-го ямочный ремонт начали делать сразу после укладки асфальта и по сей день. Такие дела... ДВ-кун-дорожник
Если все в курсе, то почему бы второго мастера не посадить на бутылку?
>>18106825 На одной дороге вообще 15см накидали, рабочим было лень до конца дорогу отремонтировать, дыры заделать, забросали остатки асфальта на участок дороги и уехали в закат.
>>18106826 >>18106826 Второй мастер сейчас ушел с повышением в фирму-конкурента. Сейчас он там начальник участка. А насчет наказать..так ведь 1. Это нарушение проекта 2. Начальство само ему приказало укладывать глину Как то так. Поорали и забыли
>>18106852 Я как то ездил с машиной лишнего асфальта (20 тонн) по ПГТ и всем предлагал купить с укладкой. Никому нах не нужно. Тогда мы загнали асфальтоукладчик в лес и вывалив ему в бункер асфальт заасфальтировали слоем в 30 см полянку. Была полянка-стала парковка, лол
>>18107081 Но тебе будет вдвойне НЕПРИЯТНО когда тебя наебут швитые же. Был например прецендент в Польше, когда уважаемая немецкая дорожная фирма баловалась пересортицей щебня в рабочем слое. Ляхи судились с ними, но чем дело кончилось не помню. Да и подрядчик на западе почти всегда вор, как и в РФ. Знаменитый Уильям Твидт что рубил тучи бабла на строительных подрядах не спиздит. Вроде даже в Библии есть пример, даже два. Один про Вавилон, где еврей-подрядчик ремонтировал дорогу а его кинул с баблом царский советник, второй наоборот. Нам их еще в ВУЗе препод зачитывал
лол, ездил по данной дороге пару месяцев назад, да есть там норм участоки и есть не очень, но что бы ямы там адские, такого нет. Просто кривое полотно из-за выборочного ремонта. Сотню там все держат и местные и я не отставал.
>>18105424 (OP) >Я впервые в жизни увидел, что через каждый слой идет особый материал, а еще - какая-то пленка. на М4 платные участки так делают. И гранитную крошку завозят и водостоки и все дела. В деньгах дело. Немцы сами говорят, что строят по старым советским нормам - они лучшие. Просто точно по нормам делают. Не экономят, не убавляют ничего, не заменяют качественный материал на говно. А русские не русские - не в этом дело. Обычно таджики.
>>18108284 Т.е. хочешь сказать, что ГОСТы были неправильные? Ну давай, какие правильные. Вообще, для сведения, в США объём нормативной документации превышает советский в несколько раз, а российский в в несколько десятков раз. И это как раз говорит о серьёзном подходе к производству.
>>18109999 >Т.е. хочешь сказать, что ГОСТы были неправильные? Т.е. хочу сказать, что немецкие дорожники никогда и не слышали про эти госты и каким надо быть долбоёбом чтобы верить в то, что в Германии в 21 веке строят дороги по совковым нормативам.
>>18105424 (OP) >Русские Кто такие? Их же нет. У нас многонациональный народ, 666 национальностей в России. Так вот даже в конституции написано. Уже 100 лет так. Нет никаких русских, расходимся.
>>18109134 > ГДР была в соцблоке, на ее территории действовали свои нормативы. Их вполне могли перенять после объединения.
И похуй что в гермашке были автобаны когда в рашке была РАСПУТИЦА и так никогда и не научились строить дороги. Главное верить, что фрицы все делают по документации дидоф.
>>18107678 >А русские не русские - не в этом дело Что-то я запутался. А в чем тогда дело, если немцы не экономят, не убавляют, не заменяют, а русские на это забивают болт и делают говно?
>>18110132 Какие еще "русские" (запрещены в Российской Федерации) блядь? Охуел, сука? Фашист? Щас репорт в управление "Э" полетит, понел? Россияне. Нету никаких русских. Незаконно это. Не ошибайся так больше кароч.
>>18107678 >Немцы сами говорят, что строят по старым советским нормам - они лучшие Хуита, у них свои правила строительства разработанные семейными компаниями а не каким-то там советских петушатником из толпы дегенератов. Пиздуй стирать штанцы.
>>18110227 С каких бы это хуев-автобаны во времена Распутина? Автобаны начал строить Хитла. А до него например Восточная Пруссия славилась хуевыми дорогами еще с времен Фридриха. Кури историю, мамбет
>>18110115 Это могли быть нормы ИСО. А СССР был одним из основателей ИСО, постоянным членом руководящих органов, дважды представитель Госстандарта избирался председателем организации. Многие из стандартов ИСО были основаны на ГОСТах и приняты как международные. Так что не исключаю, что некоторые строительные нормы могли быть приняты одинаковыми в Германии и СССР. Надеюсь, ты не будешь настолько туп, чтобы утверждать, что для ИСО разрабатывают стандарт с нуля? Кто автор какого стандарта - это нужно конкретно разбираться и не вижу смысла.
>>18105424 (OP) Позавчера в Твери был только. За целый день пришлось оббегать почти весь город. Это какой-то ебаный пиздец. НИ ОДНОЙ СУКА целой дороги. Все разъебано. Захотелось зайти в мэрию, найти мэра Твери и разбить ему ебало как тот уголовник врачу. Чтоб в кровавый фарш блядь. Потом вспомнил, что я дрищ и драться вообще не умею и не пошел.
>>18114416 На самом деле в современном мире любая национальность - это по большей части культурная самоидентификация, с условием того, что человек более-менее имеет типаж, похожий на представителей этой национальности. Генетическая составляющая никого не ебет.
О каком "русском" типаже может идти речь, когда кто ни попадя называет себя русским? Я не за "ололо чистоту нации", а чисто из логических соображений спрашиваю.
>>18114638 >О каком "русском" типаже может идти речь >когда кто ни попадя называет себя русским? Отметаешь этих "кто ни попадя", оставшиеся и попадают под определение "русский типаж". Чего тут непонятно?
Наебалово и экономия кругом, подтверждаю. Я с дорогами не работал, но работал с бетоном. Хуевый, грязный гранит или шлак присыпали сверху хорошим "для вида", чтобы покупателям показывать, из какого сырья бетон делаем - в самом бетоне-то потом не видно будет. Делали для лаборатории (такие правила при строительстве) хороший, крепкий замес, со спец-добавками, а потом начинали лить говно. Причем начальство, получается, наебывало кидая в бетон дешевый, негодный щебень и недосыпая 0.125 цемента, компенсируя недостающий объем песком, называли это "схема звезда", хз почему, что-то там связано с интерфейсом программы, в которой выставляли параметры замеса. А рабочие на БРУ наебывали начальство - еще не досыпали чуток цемента, добавки никакие, конечно, не лили. В итоге 1/5 часть цемента цемента недосыпали, щебень говно, марка бетона УЖЕ НЕ ТА. По зиме полы начинали лопаться и приходилось заливать их по-новой, что несло убытки, но заливали опять хуевым бетоном, потому что это в крови у них, блядь, эта ебаная жадность. Там даже был случай, когда давний друг директора (тоже бизнесмен) попросил "по дружбе" залить ему полы без наценок и качественно. Так вот директор сначала сказал, чтобы делали охуенный бетон, а потом вернулся и сказал "делайте "звезду". Слава Богу занимались только фундаментом и полами, если бы лили стены-перекрытия, уже давно все рухнуло бы к хуям. Ну да они и сами это понимали.
>>18105424 (OP) 11 лет назад тема с попилом на строительстве дорог видимо ещё была не так актуальна. Дорогу, которую ты каждый год перекладываешь очень выгодно строить, ибо бабосики выделяют на нормальную дорогу, но 90% ты пиздишь и строишь за оставшиеся деньги. Так повторяешь 10 лет и переезжаешь на ПМЖ куда-то в Европку ни в чем себе не отказывая. Нахуя им строить дороги, которые будут лежать по 10 лет без выбоин?
>>18107678 >на М4 платные участки так делают. И гранитную крошку завозят и водостоки и все дела. И все равно она быстро ущатывается между холмами в низинах, на путепроводах.
>>18115179 А в чем сложность ввести анальную ответственность строителей/ремонтиков за состояние дороги. Типа если меньше чем через 5 лет асфальт пойдёт по пизде перекладывать будете за свой счёт. А лучше личную ответсвенность начальника бригады и директора фирмы. Для защиты от фирм-однодневок. И на каком километровом столбе добавить меморальную доску с указанием всего состава бригады работавший на этом участке. (а также добавить слой в яндекс картах с аналогичной информацией) Чтобы простые граждане могли лично поблагодарить строителей за качественную дорогу.
Аноним ID: Роберт Ермолаевич02/09/16 Птн 19:38:43#81№18115858
>>18115600 Лол. Ну вот у нас на 5 км участок 200 фамилий писать надо. А фамилии мастеров и прорабов и так пишут на щитах, толку 0. Алсо >фирм-однодневок В дорожном строительстве такие только субподрядчики. В инфе на тендер указывается "резюмеее" фирмы, сколько и где строили.
>>18115600 >А в чем сложность ввести анальную ответственность строителей/ремонтиков за состояние дороги. Лол и кто это будет вводить? Чинуши против себя и фирм своих родственников? Они на этом деньги зарабатывают и немалые. Неужели они себе поток сами обрубят?
Тут тема была с забастовкой рабочих на шахтах в Ростове. Там губер попросил 3 млрд на консервацию шахт и выплату зп рабочим и знаешь куда они эти бабки потратили? Дорогу опять начали переделывать, а на шахты и рабочих - похуй. Там невозможно будет распилить.
>>18115858 >В инфе на тендер указывается "резюмеее" фирмы, сколько и где строили. Ага только тендеры проводятся весьма интересным образом и на это резюме никто не смотрит. Смотрят на то сколько можно получить откат. >Лол и кто это будет вводить? ГосДура кто же ещё? И да за лоббизм надо сажать как за дачу взятки.
На горизонте грозно замаячила странная полоса. Дорога вдали вдруг изменилась - она посветлела, покрылась пятнами и стала настоящей, родной. Переход этот зиял четкой, пограничной чертой.
- Сбрасываю до 90, - быстро сказал глава. Сгруппировался. Жестко схватил руль. В прошлом он командовал 611-м летно-истребительным полком. Однажды посадил самолет с отказом обоих двигателей, пару десятков километров планировал до взлетной полосы. А тут, подумаешь, дорога… Линия проскочила под колесами. Удар. Машину мотнуло налево, потом направо.
- Тихо-тихо! - сказали мы хором. И джип, взлетев над кочками, удачно сел и привычно, вперевалочку заковылял по среднерусской дороге, где заплатка на заплатке. И в горизонт, в среднерусскую даль - сотни и сотни раздолбленных километров вперед.
Подходим к стыку двух дорог. Двух цивилизаций. Слева наша, обычная, ежегодно ремонтируемая. Справа - инопланетная, которая не ремонтировалась никогда. Когда она появилась здесь, в маленьком городке Бежецк, почти никто не помнит. Кто ее построил - тоже. Зачем здесь, в безлюдной глубинке, поставили 9-километровый отрезок европейского автобана - не знает никто.
РУССКИЕ НЕ МОГУТ ЭТО СДЕЛАТЬ?
В водительских форумах это место обросло легендами, которые первым рассказал мне тверской родственник. Будучи отличным водителем, он искренне ненавидит российских дорожников, упрямо пытающихся покалечить его «Фольксваген». И как-то весной, стуча колесами по недавно положенному асфальту, он сказал даже не мне, а так - окружающему пространству:
- Бесполезно. Русские просто не могут это делать.
- Могут. Но не хотят, - говорю. (Я всегда вступаюсь за русских. На всякий случай.)
- Не могут, - качал головой тверской родственник. - В плане дорог у нас руки не оттуда растут. Немцы под Бежецком в начале нулевых специально нам показали, как строить. Приехали, говорят, спецы из Германии в рамках программы благотворительной и показали. В итоге дорога лет пятнадцать стоит без ремонта! А наши что? Научились?
На самом деле дороге под Бежецком 11 лет. И как мне рассказали в правительстве Тверской области, ее и правда никогда не ремонтировали. В местном дорожном фонде признали, дескать, знаем это чудо, как не знать. И, покопавшись в архивах, чиновники все-таки выяснили, кто ее построил. И хотя на водительских форумах утверждается, что дорогу строили то ли немцы, то ли финны, на самом деле...
«НАША ЗЕМЛЯ АСФАЛЬТ НЕ ПРИНИМАЕТ»
- Какие немцы? Россияне! Кац ее построил, - удивился глава Бежецкого района Александр Горбанев. - Приехала петрозаводская фирма с руководителем Валентином Кацом. Я тогда, в 2005-м, авиаполком командовал. Кац, помню, явился в Бежецк и сразу на нашем брате чиновнике споткнулся. Зашел в кабинет к главе района познакомиться и выскочил как ошпаренный (усмехается). И больше к нему ни ногой.
- ?!
Загадочный взмах рукой. Жест, понятный любому русскому.
- Откат?
Выразительная пауза.
- Слава богу, что дорога была первой межобластной категории и к району не относилась, - говорит Горбанев. - Но Кац - уникальный человек (задумывается). Вы же сейчас спросите: в чем секрет этой дороги?
- Обязательно.
- Вот честно - не знаю (хмурится). С одной стороны, я сколько повидал, как строят дороги, например, в Ростовской области, на Ставрополье… Там просто тупо засыпался песок и укатывался. А Кац делал все как-то странно, не по-нашему. У нас бытовало шутливое поверье - земля тверская асфальт не принимает. А тут словно марсиане высадились! Я впервые в жизни увидел, что через каждый слой идет особый материал, а еще - какая-то пленка. По словам местных, фирма вела себя очень странно. Нагнали новую американскую невиданную доселе технику с какими-то передовыми технологиями. А вокруг столько искушений. Старый щебень можно было повыкапывать, но зачем-то привезли свой, новый. Потом завезли дорогую гранитную крошку, хотя менее прочная, щебеночная, на порядок дешевле. Со стоковыми водами была проведена вообще целая спецоперация. Местные дорожники такого не видели никогда - они ж обычно кидают под полотно трубы и все - дешево и сердито. А Кац сделал сначала русла подхода и ухода воды, выпускные и приемные ворота. Труба обкладывалась изолирующими материалами на специальном бетонном основании. Зачем, спросите? - глава района опять вздохнул. - Я тоже тогда думал: что они мудрят?
Мы бродили по обочине «вечной» дороги, существование которой опровергало много официальных строительных теорий, например, «о грузопотоках, убивающих полотно». О страшном русском климате. Да и вообще о бренности всего заасфальтированного... Я вспоминал весеннюю Самару с ручьями, смывающими годовалый асфальт, и радостными дорожниками, снова кладущими его в воду... А Горбанев зачем-то все доказывал мне:
- Зачем русла? Да за одиннадцать лет на дороге одна выбоинка. Одна! Мы все ее знаем. Я уж говорю нашим - заделайте ее, она ж как на ровном стекле царапинка.
«ДА НЕ СЛАБО НАМ, КАК В ЕВРОПЕ, ДЕЛАТЬ!»
Фирма уехала из Бежецка, закончив эти 9 километров, не сойдясь с областью в цене на следующий участок. И городок обречен на вечное соперничество с Кацом.
Положили, к примеру, два года назад дорогу, примыкающую к «девятке». А она, свежая, все равно хуже - машину качает, как пьяного матроса на палубе. Оттого на этих, соперничающих с кацовской, новых трассах маленькие квадратные выемки - пробы для дорожной экспертизы (по словам бежецких чиновников, штука это выгодная - стоимость ее копеечная, зато, имея процент от возможных штрафных санкций к строителям, спецы выискивают малейшие недочеты).
И вроде бы все по ГОСТу, а все равно не то.
Я конечно же, нашел телефонный номер Валентина Каца. Он работает все так же строителем в родном Петрозаводске. Ругает местных коллег за «одноразовые дороги». Говорит, что в его профессии кадровый голод. Система ПТУ, готовившая машинистов катков и асфальтоукладчиков, развалена. Что, кроме совести, дорожникам необходим тщательный контроль. Поэтому где мэр или губернатор слабый, там и дороги негодные. Но на прямой вопрос: почему у русских так плохо с дорогами и есть ли хоть какая-нибудь надежда, вдруг вспылил.
- Хорошие мы, русские, дороги делаем! - воскликнул Кац. - Не хуже европейцев. Да только в экономике все дело. Я в свое время был в Канаде, там, знаете, какие нормативы - основание 50 см бетона, потом сантиметров 40 нижнего слоя и 10 верхнего. А у нас в проектах 20 - 30 см щебенки, 6 см нижнего слоя и 5 верхнего. Все время экономим деньги. А сейчас вообще бюджеты дорожные сократили чуть ли не на треть.
- То есть у вас стало меньше заказов.
- Не-е-ет (смеется), меньше не стало. Государство хочет и рыбку съесть… Они желают и километры получить, и заплатить поменьше. В прошлом году, например, давали 100 миллионов на три километра, а в этом хотят, чтоб построили 10 километров за 70 миллионов. Проектировщики колдуют, в сметах волшебно уменьшается толщина покрытия. Так что если мне дадут заказ с 3 сантиметрами покрытия, никакие кадры меня не спасут - это будет хреновая дорога.