24 декабря Архивач восстановлен после серьёзной аварии. К сожалению, значительная часть сохранённых изображений и видео была потеряна. Подробности случившегося. Мы призываем всех неравнодушных помочь нам с восстановлением утраченного контента!
ДУХОВ ДЕНЬ. Леонтий-огуречник. Троицкая, русальная, гряная неделя.
Пятьдесят первый день после Пасхи, или первый понедельник после Троицы.
Духов день в народном календаре очень трудно отделить от предшествующей семицкой недели. Именно к Духову дню приурочивалось в некоторых местах развивание венков, в Сибири в Духов день «вечером, сняв убранство, березку топили в Ангаре». С Духовым днем связаны поверья и обряды вокруг русалок, а весь период с понедельника на троицкой неделе до понедельника следующей недели назывался «русальной неделей», «гряной» и считался временем, когда русалки выходят из воды, играют, качаются на деревьях и заманивают прохожих, чтобы их защекотать.
Русалки – это души утопленниц или детей, умерших некрещеными.
На смоленской земле полагали, что русалки «до Духова дня живут в водах; на Духов день русалки выходят из своих жилищ и плещутся на поверхности воды. Иногда русалки могут заходить и далеко от места своего обитания, в леса и рощи. Цепляясь волосами за сучья и стволы, если эти деревья согнуты бурею, они качаются как на качелях, с криком «рели-рели!» или «гутыньки, гyтеньки!» <...> Остерегаются купаться на Духов и Троицын день»; уверены, что на гряной неделе «опасно одному ехать чрез засеянное рожью поле: русалки могут напасть и замучить». Есть и средство избавиться от русалок во время нападения: «нужно начертить на земле крест, который обвести кругом чертою; в этом кругу и стать. Русалки тогда не подступятся; походят, походят около черты, а потом и спрячутся».
В той же Смоленской губернии крестьяне были убеждены, что русалку можно поймать и привести домой. Вот одна быличка, записанная на рубеже XIX–XX веков:
«Мой прадед, – рассказывал крестьянин, – пошел однажды на русальной неделе в лес лыки драть; на него там напали русалки, а он быстро начертал крест и стал на этот крест. После этого все русалки отступили от него, только одна все еще приставала. Прадед мой схватил русалку за руку и втащил в круг, поскорее набросив на нее крест, висевший у него на шее. Тогда русалка покорилась ему; после этого он привел ее домой. Жила русалка у прадеда моего целый год, охотно исполняла все женские работы; а как пришла следующая русальная неделя, то русалка снова убежала в лес. Пойманные русалки, говорят, едят мало – больше питаются паром и скоро бесследно исчезают».
В представлении крестьян других губерний, русалки «ночью при луне, которая для них ярче обычного светит, качаются на ветвях, аукаются между собой и водят веселые хороводы с песнями, играми и плясками. Где они бегали и резвились, там трава растет гуще и зеленее, там и хлеб родится обильнее».
Любопытную историю про встречу с русалкой услышал один из собирателей в Читинской области уже в наше время: «Две бабки с гостей шли. Одна теть Шура наша была. До мостика дошли, смех услышали. Интересно им стало, решили, что девки с парнями балуются. Подошли поближе, видят: девка в воде стоит, волосами трясет и хохочет. А смех-то такой, что страх наводит. Испугались они, и бежать. В чужой дом заскочили и – к окну. А девка волосы свои чешет и смеется. Тетка Шура как матюгнется! Девка в воду плюхнулась и замолчала, а гребень на берегу оставила.
А утром тетя Шура за водой пошла и его домой притащила. И кажду ночь ей та девка-волосатиха спать не давала: стучит то в окно, то в двери. Тетка Шура старичку одному рассказала. А он ей: «Снеси гребень-то, девка, а то русалка житья не даст». Утащила бабка гребень, и та девка к ней ходить перестала».
-
Если летом ночью не было росы, днем будет дождь. Если при ясной погоде летом отдаленные предметы не ясны, как бы в тумане – будет дождь. Когда издалека видимые предметы кажутся необыкновенно большими, можно ждать северного ветра и дождя (Воронежская губ.). Если воздух над лесом посинеет – будет тепло.
Стадо к вечеру разревелось – будет дождливо. Если пчелы роем гудят на цветущей рябине – завтра будет ясный день. Воробьи веселы, подвижны, драчливы – к хорошей погоде. Если вокруг муравейника много муравьев – к хорошей погоде.
На Леонтия-огуречника садят последние огурцы (Московская губ.). Массовое появление оводов – к урожаю огурцов. Во многих местах сеют в этот день коноплю. Коноплю в поле сей и на рябину гляди – коли цвет в круги, и конопли долги.
В зерна, приготовленные для посева, кладут пасхальное яйцо «и при посеве этих семян разбрасывают по полю яичную скорлупу, приговаривая: «Роди, боже, конопли белы, як яйцо». У кого конопелька, у того двойная копейка.
Кину с блошку, вырастет с лутошку. (Конопля.) Летом – сосенка, зимой – коровка. (Конопля.)
Во многих местностях начинался посев конопли. В прежние времена конопля была очень ценной сельскохозяйственной культурой, которую выращивали почти в таких же количествах, как и лен. Из конопли ткалась особая ткань, грубая и прочная, которая называлась посконь. Из нее делались мешки, посконь хорошо сохраняла зерно и овощи от гниения и замерзания, в морозы ею укутывали хранившиеся в погребах картофель и капусту. В народе считалось, что посконь полезна и для здоровья тела. Поговаривали: «Невеяный хлеб – не голод, а посконная рубаха – не тягота». Считалось, что у человека, носившего одежду из поскони, никогда не будет кожных болезней, и суставы его тела всегда будут здоровыми. Конопляное масло же было весьма ценным пищевым продуктом. Обычно его добавляли в каши, верили, что оно защищает людей от болезней желудка.
Другой покровитель этого дня, Роман, слыл чудотворцем. Считалось, что он помогает людям от бесплодности и бездетности. Для того, чтобы избавится от этой беды, муж и жена заказывали в этот день молебен в церкви, а после пили и умывались водой, собранной от первого дождя, пролившегося по весне.
-
Ой, посею конопёлку Рано-рано-рано, конопёлку. Не на пахотну земёлку, Рано-рано-рано, вот земёлку. Уродися, конопёлка, Рано-рано-рано, конопёлка, И не низко, не высоко, Рано-рано-рано, не высоко, Только листиком широка, Рано-рано-рано, вот широка. Листом землю покрывает Рано-рано-рано, покрывает. Горносталько подбегает, Рано-рано-рано, подбегает. Конопёлко подъедает, Рано-рано-рано, подъедает. (Мезень.)
-
«Конопля, конопля зеленая моя! Что ж ты, конопля, невесело стоишь?» – «Ах, как мне, конопле, веселой стоять? Снизу меня, коноплю, водой подмыло, Поперек меня, коноплю, бурей сломило, Сверху коноплю воробьи клюют!» – «Девка ты, девушка, девушка красная! Что же ты, девушка, невесело сидишь?» – «Ах, как мне, девушке, веселенькой быть? Мой батюшка хочет замуж меня отдать, А мачеха хочет в черницы постричь! Мой батюшка пошел бояр собирать, А мачеха пошла за игуменьею. Скрипнули ворота растворчатые, Брехнула собака борзая на цепи, – Мне чало – батюшка с боярами, Ажно – моя мачеха с игуменьею». «Садись, мое дитятко, на золотое стульце, Расплетай, мое милое, русую косу!» «Пусти меня, матушка, на Дон погулять, Белильца, румяна с лица посмывать!» «Смоешь, мое дитятко, горючей слезой, Сотрешь, мое милое, пельчатым рукавом!»
>>961074 (OP) >«Мой прадед, – рассказывал крестьянин, – пошел однажды на русальной неделе в лес лыки драть; на него там напали русалки, а он быстро начертал крест и стал на этот крест. После этого все русалки отступили от него, только одна все еще приставала. Прадед мой схватил русалку за руку и втащил в круг, поскорее набросив на нее крест, висевший у него на шее. Тогда русалка покорилась ему; после этого он привел ее домой. Жила русалка у прадеда моего целый год, охотно исполняла все женские работы; а как пришла следующая русальная неделя, то русалка снова убежала в лес. Пойманные русалки, говорят, едят мало – больше питаются паром и скоро бесследно исчезают». Анон, почему ты ещё не ушел в лес за собственной русалкой? Выполняет все женские работы, ест мало, на следующий год сама съебётся и можно будет сходить за новой.
>>961323 Подзаёбывает уже этот сельдефорс. Запах тухлой селёдки появляется, если ебать сначала в жопу, потом в пизду. Кишечные бактерии устраивают пиздец влагалищным бактериям.
>>961074 (OP) >«Ах, как мне, девушке, веселенькой быть? >Мой батюшка хочет замуж меня отдать, >А мачеха хочет в черницы постричь! >Мой батюшка пошел бояр собирать, >А мачеха пошла за игуменьею.
Когда хочется на панэль, а мать хочет сделать попрошайкой,а батя - выдать замуж за пикрандом.
А вообще в славянской мифологии у русалок есть ноги. >Вместо ног у русалки хвост, похожий на дельфиний (русалки не покрыты чешуей), в остальном же она ни чем не отличается от человека, при этом, когда русалка выбирается на сушу, ее хвост высыхает и превращается в человеческие ноги. Само слово «русалка» означает белый, чистый. У русалок очень бледная, практически белая кожа и очень длинные бело-зеленные волосы, которые они любят расчесывать лунной ночью, сидя на берегу. Вообще русалки по большей части именно ночные существа, и встретить их днем практически невозможно. Также внешне от людей русалок отличают непропорционально длинные руки, что правда не всегда бросается в глаза.
Пятьдесят первый день после Пасхи, или первый понедельник после Троицы.
Духов день в народном календаре очень трудно отделить от предшествующей семицкой недели. Именно к Духову дню приурочивалось в некоторых местах развивание венков, в Сибири в Духов день «вечером, сняв убранство, березку топили в Ангаре». С Духовым днем связаны поверья и обряды вокруг русалок, а весь период с понедельника на троицкой неделе до понедельника следующей недели назывался «русальной неделей», «гряной» и считался временем, когда русалки выходят из воды, играют, качаются на деревьях и заманивают прохожих, чтобы их защекотать.
Русалки – это души утопленниц или детей, умерших некрещеными.
На смоленской земле полагали, что русалки «до Духова дня живут в водах; на Духов день русалки выходят из своих жилищ и плещутся на поверхности воды. Иногда русалки могут заходить и далеко от места своего обитания, в леса и рощи. Цепляясь волосами за сучья и стволы, если эти деревья согнуты бурею, они качаются как на качелях, с криком «рели-рели!» или «гутыньки, гyтеньки!» <...> Остерегаются купаться на Духов и Троицын день»; уверены, что на гряной неделе «опасно одному ехать чрез засеянное рожью поле: русалки могут напасть и замучить». Есть и средство избавиться от русалок во время нападения: «нужно начертить на земле крест, который обвести кругом чертою; в этом кругу и стать. Русалки тогда не подступятся; походят, походят около черты, а потом и спрячутся».
В той же Смоленской губернии крестьяне были убеждены, что русалку можно поймать и привести домой. Вот одна быличка, записанная на рубеже XIX–XX веков:
«Мой прадед, – рассказывал крестьянин, – пошел однажды на русальной неделе в лес лыки драть; на него там напали русалки, а он быстро начертал крест и стал на этот крест. После этого все русалки отступили от него, только одна все еще приставала. Прадед мой схватил русалку за руку и втащил в круг, поскорее набросив на нее крест, висевший у него на шее. Тогда русалка покорилась ему; после этого он привел ее домой. Жила русалка у прадеда моего целый год, охотно исполняла все женские работы; а как пришла следующая русальная неделя, то русалка снова убежала в лес. Пойманные русалки, говорят, едят мало – больше питаются паром и скоро бесследно исчезают».
В представлении крестьян других губерний, русалки «ночью при луне, которая для них ярче обычного светит, качаются на ветвях, аукаются между собой и водят веселые хороводы с песнями, играми и плясками. Где они бегали и резвились, там трава растет гуще и зеленее, там и хлеб родится обильнее».
Любопытную историю про встречу с русалкой услышал один из собирателей в Читинской области уже в наше время:
«Две бабки с гостей шли. Одна теть Шура наша была. До мостика дошли, смех услышали. Интересно им стало, решили, что девки с парнями балуются. Подошли поближе, видят: девка в воде стоит, волосами трясет и хохочет. А смех-то такой, что страх наводит. Испугались они, и бежать. В чужой дом заскочили и – к окну. А девка волосы свои чешет и смеется. Тетка Шура как матюгнется! Девка в воду плюхнулась и замолчала, а гребень на берегу оставила.
А утром тетя Шура за водой пошла и его домой притащила. И кажду ночь ей та девка-волосатиха спать не давала: стучит то в окно, то в двери. Тетка Шура старичку одному рассказала. А он ей: «Снеси гребень-то, девка, а то русалка житья не даст». Утащила бабка гребень, и та девка к ней ходить перестала».
-
Если летом ночью не было росы, днем будет дождь.
Если при ясной погоде летом отдаленные предметы не ясны, как бы в тумане – будет дождь.
Когда издалека видимые предметы кажутся необыкновенно большими, можно ждать северного ветра и дождя (Воронежская губ.).
Если воздух над лесом посинеет – будет тепло.
Стадо к вечеру разревелось – будет дождливо.
Если пчелы роем гудят на цветущей рябине – завтра будет ясный день.
Воробьи веселы, подвижны, драчливы – к хорошей погоде.
Если вокруг муравейника много муравьев – к хорошей погоде.
На Леонтия-огуречника садят последние огурцы (Московская губ.).
Массовое появление оводов – к урожаю огурцов.
Во многих местах сеют в этот день коноплю.
Коноплю в поле сей и на рябину гляди – коли цвет в круги, и конопли долги.
В зерна, приготовленные для посева, кладут пасхальное яйцо «и при посеве этих семян разбрасывают по полю яичную скорлупу, приговаривая: «Роди, боже, конопли белы, як яйцо». У кого конопелька, у того двойная копейка.
Кину с блошку, вырастет с лутошку. (Конопля.)
Летом – сосенка, зимой – коровка. (Конопля.)
Во многих местностях начинался посев конопли. В прежние времена конопля была очень ценной сельскохозяйственной культурой, которую выращивали почти в таких же количествах, как и лен. Из конопли ткалась особая ткань, грубая и прочная, которая называлась посконь. Из нее делались мешки, посконь хорошо сохраняла зерно и овощи от гниения и замерзания, в морозы ею укутывали хранившиеся в погребах картофель и капусту. В народе считалось, что посконь полезна и для здоровья тела. Поговаривали: «Невеяный хлеб – не голод, а посконная рубаха – не тягота». Считалось, что у человека, носившего одежду из поскони, никогда не будет кожных болезней, и суставы его тела всегда будут здоровыми. Конопляное масло же было весьма ценным пищевым продуктом. Обычно его добавляли в каши, верили, что оно защищает людей от болезней желудка.
Другой покровитель этого дня, Роман, слыл чудотворцем. Считалось, что он помогает людям от бесплодности и бездетности. Для того, чтобы избавится от этой беды, муж и жена заказывали в этот день молебен в церкви, а после пили и умывались водой, собранной от первого дождя, пролившегося по весне.
-
Ой, посею конопёлку
Рано-рано-рано, конопёлку.
Не на пахотну земёлку,
Рано-рано-рано, вот земёлку.
Уродися, конопёлка,
Рано-рано-рано, конопёлка,
И не низко, не высоко,
Рано-рано-рано, не высоко,
Только листиком широка,
Рано-рано-рано, вот широка.
Листом землю покрывает
Рано-рано-рано, покрывает.
Горносталько подбегает,
Рано-рано-рано, подбегает.
Конопёлко подъедает,
Рано-рано-рано, подъедает. (Мезень.)
-
«Конопля, конопля зеленая моя!
Что ж ты, конопля, невесело стоишь?» –
«Ах, как мне, конопле, веселой стоять?
Снизу меня, коноплю, водой подмыло,
Поперек меня, коноплю, бурей сломило,
Сверху коноплю воробьи клюют!» –
«Девка ты, девушка, девушка красная!
Что же ты, девушка, невесело сидишь?» –
«Ах, как мне, девушке, веселенькой быть?
Мой батюшка хочет замуж меня отдать,
А мачеха хочет в черницы постричь!
Мой батюшка пошел бояр собирать,
А мачеха пошла за игуменьею.
Скрипнули ворота растворчатые,
Брехнула собака борзая на цепи, –
Мне чало – батюшка с боярами,
Ажно – моя мачеха с игуменьею».
«Садись, мое дитятко, на золотое стульце,
Расплетай, мое милое, русую косу!»
«Пусти меня, матушка, на Дон погулять,
Белильца, румяна с лица посмывать!»
«Смоешь, мое дитятко, горючей слезой,
Сотрешь, мое милое, пельчатым рукавом!»