24 декабря Архивач восстановлен после серьёзной аварии. К сожалению, значительная часть сохранённых изображений и видео была потеряна. Подробности случившегося. Мы призываем всех неравнодушных помочь нам с восстановлением утраченного контента!
7 июля. Иван Купала, Иванов день, Иван цветной. Петров пост. (Месяцеслов)
Иван Купала принадлежал к числу самых почитаемых, самых важных, самых разгульных праздников в году, в нем принимало участие все население, причем традиция требовала активного включения каждого во все обряды, действа, особого поведения, обязательного выполнения и соблюдения ряда правил, запретов, обычаев.
Сильна роса на Ивана – к урожаю огурцов. На Иванову ночь звездно – много будет грибов. Если в Иванов день будет гроза, то орехов уродится мало и они будут пустые.
Ивановские дожди вызывают у земледельца и радость и тревогу: они очень нужны хлебам и уже опасны для травы перед самым сенокосом. Ивановские дожди лучше золотой горы. Перед дождем цветы сильнее пахнут. До Иванова дня дождь в засек (прибавится хлеба), после Иванова дня дождь из засека. Во время сенокоса дожди – сену плохо, зерну хорошо. Когда сено гнило, тогда в сусеке мило. Сено черно, так каша бела. Травы черны – лошади кормны (сено погибло, а овес хорош).
В ряде мест на Купалу открывают большой покос.
Пройти до солнышка два прокоса – ходить не будешь босо. До солнышка пройди три покоса, ходить будешь в сапогах, а не босо. Коли до Ивана просо в ложку, то будет и в ложке (южн.). На Иван-день жито выколоситься должно, а не заколосится, так это плохая примета. На Иван-день колосок, так на Ильин-день колобок в хороший год (Пинежье). На Иванов день цвет, на Ильин-то день – хлеб. Корми меня до Ивана, сделаю из тебя пана (говорит пчела.). За два-три дня до Ивана Купалы появляется мед или после в такой же период (Воронежская губ.)
-
Иванов день заполнен обрядами, связанными с водой.
Купаются в воде и росе.
Ивана Купалу называют «чистоплотным» оттого, что на заре этого дня принято купаться, и такого рода купанию приписывается целебная сила. Поутру в Иванов день купаться – обычай всенародный, и только в некоторых уездах Ярославской губернии крестьяне признают такое купание очень опасным, так как в Иванов день считается именинником сам водяной, который терпеть не может, когда в его царство лезут люди, и мстит им тем, что топит всякого неосторожного.
Ранним утром вологодские бабы «черпают росу»; для этого берется чистая скатерть и «бурак», с которым и отправляются на луг. Здесь скатерть таскают по мокрой траве, а потом выжимают в бурак и этой росой умывают лицо и руки, чтобы прогнать всякую «болесть» и чтобы на лице не было ни угрей, ни прыщей.
Точно так же черпают росу и в Пензенской губ., хотя здесь она служит не только для здоровья, но и для чистоты в доме: купальской росой кропят кровати и стены дома, чтобы не водились клопы и тараканы.
Накануне Ивана Купалы вологодские крестьянки обязательно моют у колодца или на реке «квашенки» – кадушки, в которых приготавливают тесто для ржаного хлеба.
Один из довольно распространенных купальских обрядов – обливание водой всякого встречного и поперечного. «Деревенские парни, – писал орловский корреспондент в середине прошлого века, – одеваются в старое, грязное белье и отправляются с ведрами и кувшинами на речку, где наполняют их самою грязною, мутною водой, а то и просто жидкой грязью, и идут по деревне, обливая всех и каждого и делая исключение только для стариков и малолеток». Но всего охотнее, разумеется, обливают девушек: парни врываются даже в дома, вытаскивают и выносят девушек на улицу силой и здесь с ног до головы окачивают водой и грязью. В свою очередь, и девушки стараются отомстить парням и тоже бегут на реку за водой. Начинается таким образом общая свалка, полная веселья, криков и смеха. Кончается дело тем, что молодежь, перепачканная, мокрая, в прилипшей к телу одежде, гурьбой устремляется на речку и здесь, выбрав укромное местечко, подальше от строгих глаз старших, купается вместе, причем, разумеется, и парни и девушки остаются в одеждах.
Во многих местах баню было принято устраивать не на Аграфену Купальницу, а в Иванов день, точно так же, как и вязать веники.
В Пинежских деревнях после бани девушки закидывали веник через себя в реку: если потонет, то на этот год помрешь.
На Вологодчине вениками, составленными из разных трав и веток различных деревьев, обряжали недавно отелившихся коров; гадали о своем будущем – перебрасывали веники через головы или бросали с крыши бань, смотрели: если веник упадет вершиной к погосту, то бросающий умрет, а если не вершиной, то останется жив; костромские девушки обращали внимание на то, куда комлем упадет веник – туда и замуж выходить.
-
До Иванова дня женщинам не следует есть никаких ягод, иначе будут умирать дети у той, которая не остерегается искуса. В Пошехонском уезде Ярославской губ. существовала вера в то, что если на Иванов день перелезть 12 огородов, желание может исполниться.
Иванов день – день ведьм, оборотней, колдунов, остерегайся проказов нежити (домовых, водяных, леших, русалок).
Ведьмы собираются на Лысой горе в Киеве и празднуют там свою ночь. Ведьмы отбирают у коров молоко, портят хлеба, водяные стремятся утащить человека под воду, леший пугает вошедших в лес, заводит их в чащобу и пр. В день Ивана Купалы слепая змея медянка получает зрение на целые сутки и потому в это время делается очень опасною: бросаясь на человека, как стрела, может пробить его насквозь.
-
Характерная примета Ивана Купалы – многочисленные обычаи и предания, связанные с растительным миром.
Иван Купала – хорошие травы. Иванов день пришел – траву собирать пошел.
Часть трав и цветов собирают днем, часть ночью, а некоторые только по утренней росе. Когда рвут травы, говорят: «Земля мати, благослови меня травы брати, и трава мне мати!» Когда рвут траву, от порчи употребляемую, то произносят: «Отец-небо, земля-мать, благослови свою плоду рвать! Твоя плода ко всему пригодна: от скорбей, от болезней и от всех недугов – денных и полуденных, ночных и полуночных, от колдуна и колдуницы, еретика и еретицы! Поди же ты, колдун и колдуница, еретик и еретица, на сине море! На синем море лежит бел-горюч камень. Кто ж этот камень споднимет, кто океан-море выпьет и кто в океане-море весь песок пересчитает, тот может сделать колдовство и художество над всяким рабом и над всякою рабою, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь».
Травы и цветы, собранные в Иванов день, кладут под Иванову росу, высушивают и сберегают их, почитая больше целебными, нежели собранные в другое время. Ими окуривают больных, борются с нечистью, их бросают в затопленную печь во время грозы, чтобы предохранить дом от удара молнии, употребляют их и для разжигания любви или для «отсушки».
В день Ивана Купалы девушки завивают венки из трав: Иван-да-Марьи, лопуха, богородицкой травы и медвежьего уха; вечером пускают эти венки на воду, наблюдая, как и куда они плывут. Если венок тонет, значит, суженый разлюбил и замуж за него не выйти.
Из чудесных трав, собираемых в это время, стоит назвать «плакун-траву», особенная сила которой, по мнению крестьян, заключена в ее корне, имеющем свойство прогонять злого духа; владелец же корня будет внушать к себе страх; «терлыч-трава» употребляется для очарования парней девушками: они носят ее у себя за пазухой и приговаривают: «Терлич, терлич, хлопцев покличь!» Трава чернобыльник, по народному поверью, противна ведьмам и охраняет от них дом и двор. Ее же заплетают в плети и кладут под Иванову росу с приговором: «Мать-земля, отец-небо, дайте рабам вашим от этой травы здоровья!» Травка «зяблица» помогает от ребячьего крика и от бессонницы; высушенным «расперстьицем» присыпают больные места на теле – порезы, нарывы, опухоли; «пастушью сумку» издавна заготавливали как хорошее кровоостанавливающее средство при различных кровотечениях; страдающие ревматизмом собирали в большом количестве жгучую крапиву; для лечения ран, ожогов запасались заячьей капустой; на случай простуд, кашля необходимо было иметь дома мать-мачеху, душицу, багульник.
Всего не перечислишь... Однако главным героем растительного мира становился в Иванов день папоротник, с которым повсеместно связывались предания о кладах. С цветком папоротника, раскрывающемся всего на несколько мгновений в полночь на Иванов день, можно видеть все клады, как бы глубоко в земле они ни находились. Правда, достать такой цветок едва ли не труднее, чем сам клад. По рассказам, около полуночи из широких листьев папоротника «внезапно появляется почка, которая, поднимаясь все выше и выше, то заколышется, то остановится – и вдруг зашатается, перевернется и запрыгает. Ровно в 12 часов ночи созревшая почка разрывается с треском, и взорам представляется ярко-огненный цветок, столь яркий, что на него невозможно смотреть; невидимая рука срывает его, а человеку никогда почти не удается сделать это. Во время цветения папоротника слышно будто бы голос и щебетание нечистой силы, не желающей допустить человека до чудесного, редкого цветка, имеющего драгоценные свойства». Кто отыщет расцветший папоротник и сумеет овладеть им, «тот приобретает власть повелевать всем. Пред ним бессильны будут мощные правители, и нечистые духи будут в его полном распоряжении; он может знать, где скрыты клады; во всякую сокровищницу, какими бы замками она ни была заперта, он войдет как хозяин, ибо двери сами растворяются перед ним – стоит только приложить к замку чудесный цветок. Невидимкою обладатель его пробирается к любой красавице – и нет ничего, что было бы невозможно для него. Такова сила и власть этого цветка».
В слободе Сагунах Острогожского уезда Воронежской губ. рассказывали такую историю: «Пастух пас быков недалеко от лесу и заснул. Проснувшись уже ночью и видя, что около него нет быков, побежал в лес искать их. Бежавши по лесу, нечаянно набежал на папороть, которая только что расцвела. Пастух, не замечая травы, перебежал прямо через нее. В это время нечаянно он ногою сбил цветок, который попал ему в башмак. Тогда он сделался счастливым, сразу нашел быков. Не зная, что у него в башмаке, и не разуваясь целую неделю, пастух в это короткое время скопил много денег и узнавал будущее. Между тем в башмак за это время насыпалось земли. Пастух, разувшись, стал вытрясать землю из башмака и вместе с землею вытряхнул и цвет папороти. С этого времени потерял свое счастье: потерял деньги и не стал узнавать будущего».
В нашем жите, В нашем жите Ведьма сидит, Ведьма сидит.
«Иди, ведьма, Иди, ведьма, С нашего жита, С нашего жита,
Haшe жито, Наше жито Свячённое, Свячённое!
Иди, ведьма, Иди, ведьма, У Сеньково, У Сеньково, –
Тaма жито, Тама жито Не свячёно, Не свячёно».
(Смоленщина.)
-
Девки, бабы – На Купальню! Ладу-ладу, На Купальню!
Ой, кто не выйдет На Купальню, Ладу-ладу, На Купальню!
Ой, тот будет Пень-колода, Ладу-ладу, Пень-колода!
А кто пойдет На Купальню, Ладу-ладу, На Купальню!
А тот будет Бел береза! Ладу-ладу, Бел береза!
(Псковская губ.)
-
Зарождалися три ведьмы На Петра да на Ивана: Первая ведьма Закон разлучает, Другая ведьма Коров закликает, Третья ведьма Залом ломает. Первой ведьме, Что закон разлучает, Ее по уши в землю, Ей прощенья нет! Другой ведьме, Что коров закликает, Ту по плечи в землю, Ей прощенья нет! Третью ведьму, Что залом ломает, Ту по пояс в землю, Ей прощенья нет! Вы катитесь, ведьмы, За мхи, за болоты, За гнилые колоды, Где люди не бают, Собаки не лают, Куры не поют, – Вам там и место!
(Псковская губ.)
-
«Да Купаленка! Рано, рано! Где досюль была?» – За рекой была, За быстрой была. «Что ты робила?» – Кужали пряла! Кужали пряла, Ткала, белила, Замуж дочек Выдавала. Рано, рано!
(Смоленщина.)
-
Девицы цветы щипали Да у Ивана пытали: «Что это за цветы?» – «Это цветы Купaлы, Дeвицам – умывaлы, А пареням – воздыханья!» Сохнут, сохнут пaрени, За грядами сидючи, На дeвицей смoтрючи, Что дeвицы хороши, А пaрени – голыши: Не мают копейцы про души! (Томская губ.)
Двухэтажный бревенчатый дом на окраине города. В саду за самодельным столом Родновер угощает нас чаем с брусникой и неторопливо рассказывает о своей общине сакральной мастурбации. В прошлом инженер, он десять лет назад увлёкся одним из древнерусских учений, по которому выплеск сексуальной энергии во время оргазма влияет на состояние астральных полей, а значит, и на жизнь человека. Энергию эту нельзя сжигать впустую, она, как и всякий ресурс, должна служить всем.
- Чтобы оргазмы были благими, а не "злыми", - говорит гуру, - необходимо во время полового возбуждения медитировать, взывая к миру и любви на Земле. А поскольку женское начало способно поглотить большую часть мужской энергии, предпочтительнее достигать оргазма при помощи мастурбации.
И чем больше людей одновременно участвуют в такой медитации-мастурбации, тем легче прочистить астрал и изменить мир к лучшему...
Так члены общины пришли к групповой мастурбации. У гуру несколько десятков единомышленников. Дату и место сеанса назначает он сам, ориентируясь в энергетике космических потоков. Все участники церемонии должны кончить одновременно. При этом происходит мощный прорыв сексуального импульса в астрал. Это заряжает положительной энергией кармические пути, что сказывается потом на земной жизни.
Нам разрешили в качестве наблюдателей присутствовать на очередном сеансе. Вечером в большой комнате второго этажа собралось около тридцати мужчин. Выключили электрический свет, зажгли свечи, а в курильницах - благовония, музыка успокаивала и приводила в состояние ожидания. Вошел гуру, и процедура началась. Присутствовавшие расселись по кругу на подстеленные циновки. Гуру сел в центре. Мужчины расстегнули брюки и вытащили детородные органы. Левую руку каждый положил на правое плечо своего соседа слева, а правой ладонью обхватил член соседа справа. Под речитатив наставника каждый принялся плавно водить рукой по пенису своего напарника. Постепенно темп церемонии нарастал; в момент кульминации гуру издал необычайно громкий звук "СТРЁК!", и, пока он в течение 10-20 секунд "держал ноту", все со стонами кончали в центр круга.
Через двадцать минут релаксации сеанс повторился. Но на третьей процедуре уже более половины мужчин не смогли кончить со всеми.
- Мы ещё только совершенствуем третий цикл, - объяснил Родновер после сеанса, - и хотим поучиться у наших собратьев, способных на пять и более гармоничных циклов за сеанс.
По окончании церемонии дежурные прошли по кругу со специальными совочками и тарелочками и собрали сперму...
- Эта сперма используется для приготовления "Кулича", священного кушанья, в состав которого, помимо спермы, входят воробьиные яички и рис. Блюдо принимается натощак, на третий день после сеанса под пение священных мантр.
Гуру убежден, что он помогает молодым раскрыть свой сексуальный потенциал. Преступления, кровавые бунты, считает он, - не что иное, как не нашедшая мирного выхода сексуальная энергия...
На прощание Родновер подарил нам календарик и значок их общества - изображение двух ладоней, возлежащих на фаллосе.
Ебан Залупала принадлежал к числу самых ебанутых, самых зашкварных, самых разгульных праздников в году, в нём принимало участие всё население, причём традиция требовала активного включения пидоров во все обряды, блядодейства, особые дрочения, обязательного выполнения и соблюдения ряда анальных правил, запретов, обычаев.
Сильна дрочба на Ебана – к наливу хуйцов. На Ебанову ночь пёздно – будет трах грозный. Если в Ебанов день будет сратьба, то малафьи уродится мало и мудя будут пустые.
Ебановские золотые дожди вызывают у заднепроходца и радость и тревогу: они очень нужны анусам, но опасны для стояка перед самым отсосом. Ебановские золотые дожди – как хуй встал, тогда и ссы. Перед золотым дождём члены сильнее пахнут. До Ебанова дня золотой дождь в гомосека (пидора), после Ебанова дня моча от гомосека. Во время отсоса золотые дожди – лицу плохо, члену хорошо. Когда очко гнило, тогда берут дрочило. Очко черно, но малафья бела. Жопы черны – лошади ебны (трахали лошадей до дыма из жопы).
В ряде мест на Залупалу открывают большой отсос.
От залупы два отсоса – хуй не будет стоять косо. До очка пройди три отсоса, ходить будешь в петухах до поноса. Если до Ебана порвут попку, то будет и в очке залупка. На Ебан-день очко долбиться должно, а не задолбится, так это плохая примета. На Ебан-день стоит хуёк, так насаживай гудок (Петушенье). На Ебанов день бьют еблет, и ждут пидоров ответ. Еби меня до Ебана, сделаю из тебя пахана (говорит опущенец.). За два-три дня до Ебана Залупалы появляется малафья в яйцах (Пердонежская губ.)
Ебанов день заполнен обрядами, связанными с мочой.
Купаются в моче и малафье.
Ебана Залупалу называют «задротным» оттого, что на заре этого дня принято ебаться, и такого рода ебанию приписывается охутельная сила. Поутру в Ебанов день ебаться – обычай всенародный, и только в некоторых уездах Пиздославской губернии крестьяне признают такое ебание очень опасным, так как в Ебанов день считается именинником сам Голубой, который терпеть не может, когда в его анус лезут люди, и мстит им тем, что пердит на всякого неосторожного.
Ранним утром волоёбские пидоры «черпают дрисьню»; для этого берётся чистая скатерть и «дилдак», с которым и отправляются на поёбки. Здесь скатерть таскают по мокрой жопе, а потом выжимают и этой дрисьнёй умывают хуй и яйца, чтобы прогнать всякую «болесть» и чтобы на хуйце не было ни угрей, ни прыщей.
Точно так же черпают дрисьню и в Пёзденской губ., хотя здесь она служит не только для здоровья, но и для блядоты в доме: залупальской дрисьнёй кропят кровати и стены дома, чтобы не водились клопы и мандавохи.
Накануне Ебана Залупалы волоёбские петушки обязательно трут у хуйца или на залупке «катышки» из которых приготавливают тесто для зашкварного хлеба.
Один из довольно распространенных залупальских обрядов – обливание мочой всякого встречного и поперечного. «Деревенские парни, – писал корреспондент Life в середине прошлого века, – одеваются в старое, грязное белье и отправляются с ведрами и кувшинами на парашу, где наполняют их самою грязною, мутною мочой, а то и просто жидкой дрисьнёю, и идут по деревне, обливая всех и каждого попутно делая дрочение для стариков и малолеток». Но всего охотнее, разумеется, обливают девушек: парни врываются даже в дома, вытаскивают и ебут девушек на улице и здесь с ног до головы обкачивают мочой и спермой. В свою очередь, и девушки стараются отомстить парням и тоже бегут на парашу за мочой. Начинается таким образом общая обоссанка, полная веселья, криков и смеха. Кончается дело тем, что молодёжь, перепачканная, мокрая, в прилипшей к телу дрисьне, гурьбой устремляется в лес и здесь, выбрав укромное местечко, подальше от строгих глаз старших, совокупляется, причём, разумеется, парни с парнями, девушки с девушками.
В Петушатских деревнях после ебли девушки закидывали самотык через себя в парашу: если потонет, то на этот год помрешь.
На Волоёбщине дилдаками, составленными из арматуры и веток различных деревьев, ебали недавно отелившихся коров; гадали о своём будущем – перебрасывали страпоны через очко или бросали с крыши, смотрели: если дилдак упадет головкой к погосту, то бросающий умрёт, а если не головкой, то останется жив; кастратские петушки обращали внимание на то, куда остриём упадет диладак – там и анус долбить.
До Ебанова дня женщинам не следует сосать вялых залуп, иначе будут умирать дети у той, которая не остерегается отсоса. В Шлюховском уезде Пиздославской губ. существовала вера в то, что если на Ебанов день передрочить 12 хуёв, желание бляди может исполнится.
Ебанов день – день шлюх, трахарей, блядунов, остерегайся проказов петушни (голубых, опущеных, педофилов, залупников).
Бляди собираются на Лысом кукане и празднуют там свою ночь. Бляди отбирают у хуёв малафью, портят анусы, опущенные стремятся утащить человека под шконку, хозян параши пугает вошедших поссать, зашкваривает их и пр. В день Ебана Залупалы вялая елда опущенца получает стояк на целые сутки и потому в это время делается очень опасною: бросаясь на человека, как стрела, может пробить его жопу насквозь.
Характерная примета Ебана Залупалы – многочисленные обычаи и предания, связанные с петушиным миром.
Ебан Залупала – хорошие трахи. Ебанов день пришёл – петух сосать пошёл.
Часть хуёв и залуп сосут днём, часть ночью, а некоторые только по утреннему стояку. Когда сосут члены, говорят: «Залупа бати, благослови меня сосати, и в рот мне кончати!» Когда рвут хуиную волосьню, от порчи употребляемую, то произносят: «Отец-пидр, залупа-мать, благослови меня сосать! Твоя елда к всему годна: от скорбей, от болезней и от анальных недугов, от блядуна и блядуницы, гомосека и хуйницы!».
Дрисьню и помёт, собранные в Ебанов день, кладут под шконку, высушивают и сберегают, почитая больше целебными, нежели собранные в другое время. Ими зашкваривают опущенных, борются с петушиной нечистью, бросают в раздолбленную сраку во время трахоты, чтобы предохранить хуй от перелома, употребляют их и для разжигания однополой любви или для «отдрочки».
В день Ебана Залупалы девушки завивают венки из хуёв: жениха, лоха, бычьего и медвежьего хуя; вечером опускают эти хуйки на губу, наблюдая, как и куда они кончают. Если хуёк опадает, значит, суженый разлюбил и замуж за него не выйти.
Из чудесных хуёв, дрочуюмых в это время, стоит выделить «пачкун-залупу», особенная ебичекая сила которой, по мнению крестьян, заключена в её корне, имеющем свойство прогонять злого анального духа; владелец же залупы будет внушать к себе страх; «трахач-елда» употребляется для ебания парней петушками: они носят её у себя в кармане и подрачивают приговаривая: «Теребонь, теребонь, хлопцев ёбну словно конь!». Залупа «черножопник», по народному поверью, противна пидорам и охраняет от них задний двор. Её же заплетают в труселя и кладут под жопу с приговором: «Мать-дрисьня, отец-очко, дайте анусам нашим от этой залупы здоровья!». Залупка «еблица» помогает от петушиного курека и от бессонницы; высушенным «распиздорцем» присыпают больные места на пизде – порезы, нарывы, опухоли; «залупью сумку» издавна заготавливали как хорошее спермоостанавливающее средство при затяжных ебаниях; страдающие пердунизмом собирали в большом количестве жгучую крапиву и затыкали ей жопу; для лечения анальных ожогов запасались заячьей писькой; на случай минетного кашля необходимо было иметь дома помпу-отсосник.
Всего не перечислишь... Однако главным героем русского петушиного мира становился в Ебанов день прапорщик, с которым повсеместно связывались предания о дидах. С анусом прапорщика, раскрывающегося всего на несколько мгновений в полночь на Ебанов день, можно воскресить дедов, как бы глубоко в земле они ни находились. Правда, найти такой анус едва ли не труднее, чем живого ветерана. По рассказам, около полуночи из широких штанов прапорщика «внезапно вываливается писька, которая, поднимаясь всё выше и выше, то заколышется, то остановится – и вдруг зашатается, повернется и запрыгает. Ровно в 12 часов его попка разрывается с треском, и взорам представляется ярко-огненный гудок, столь яркий, что на него невозможно смотреть; невидимая ебическая сила вскрывает его, а человеку никогда почти не удается сделать это. Во время пердения прапорщика слышно будто бы голос и кукареканье петухов, не желающих допустить человека до чудесного, редкого ануса, имеющего драгоценные свойства». Кто отыщет раскрытый анус прапорщика и сумеет овладеть им, «тот приобретает власть повелевать всей гомоармией. Пред ним бессильны будут генералы, и духи будут в его полном распоряжении; он может знать, где скрыты подземные штабы; во всякую казарму, какими бы замками она ни была заперта, он войдет как хозяин, ибо двери сами растворяются перед ним – стоит только приложить к замку свой хуй. Невидимкою можно пробраться даже в Кремль и выебать Путина – нет ничего, что было бы невозможно для него. Такова сила и власть этого ануса».
Иван Купала принадлежал к числу самых почитаемых, самых важных, самых разгульных праздников в году, в нем принимало участие все население, причем традиция требовала активного включения каждого во все обряды, действа, особого поведения, обязательного выполнения и соблюдения ряда правил, запретов, обычаев.
Сильна роса на Ивана – к урожаю огурцов.
На Иванову ночь звездно – много будет грибов.
Если в Иванов день будет гроза, то орехов уродится мало и они будут пустые.
Ивановские дожди вызывают у земледельца и радость и тревогу: они очень нужны хлебам и уже опасны для травы перед самым сенокосом.
Ивановские дожди лучше золотой горы.
Перед дождем цветы сильнее пахнут.
До Иванова дня дождь в засек (прибавится хлеба), после Иванова дня дождь из засека.
Во время сенокоса дожди – сену плохо, зерну хорошо.
Когда сено гнило, тогда в сусеке мило.
Сено черно, так каша бела.
Травы черны – лошади кормны (сено погибло, а овес хорош).
В ряде мест на Купалу открывают большой покос.
Пройти до солнышка два прокоса – ходить не будешь босо.
До солнышка пройди три покоса, ходить будешь в сапогах, а не босо.
Коли до Ивана просо в ложку, то будет и в ложке (южн.).
На Иван-день жито выколоситься должно, а не заколосится, так это плохая примета. На Иван-день колосок, так на Ильин-день колобок в хороший год (Пинежье).
На Иванов день цвет, на Ильин-то день – хлеб.
Корми меня до Ивана, сделаю из тебя пана (говорит пчела.).
За два-три дня до Ивана Купалы появляется мед или после в такой же период (Воронежская губ.)
-
Иванов день заполнен обрядами, связанными с водой.
Купаются в воде и росе.
Ивана Купалу называют «чистоплотным» оттого, что на заре этого дня принято купаться, и такого рода купанию приписывается целебная сила.
Поутру в Иванов день купаться – обычай всенародный, и только в некоторых уездах Ярославской губернии крестьяне признают такое купание очень опасным, так как в Иванов день считается именинником сам водяной, который терпеть не может, когда в его царство лезут люди, и мстит им тем, что топит всякого неосторожного.
Ранним утром вологодские бабы «черпают росу»; для этого берется чистая скатерть и «бурак», с которым и отправляются на луг. Здесь скатерть таскают по мокрой траве, а потом выжимают в бурак и этой росой умывают лицо и руки, чтобы прогнать всякую «болесть» и чтобы на лице не было ни угрей, ни прыщей.
Точно так же черпают росу и в Пензенской губ., хотя здесь она служит не только для здоровья, но и для чистоты в доме: купальской росой кропят кровати и стены дома, чтобы не водились клопы и тараканы.
Накануне Ивана Купалы вологодские крестьянки обязательно моют у колодца или на реке «квашенки» – кадушки, в которых приготавливают тесто для ржаного хлеба.
Один из довольно распространенных купальских обрядов – обливание водой всякого встречного и поперечного. «Деревенские парни, – писал орловский корреспондент в середине прошлого века, – одеваются в старое, грязное белье и отправляются с ведрами и кувшинами на речку, где наполняют их самою грязною, мутною водой, а то и просто жидкой грязью, и идут по деревне, обливая всех и каждого и делая исключение только для стариков и малолеток». Но всего охотнее, разумеется, обливают девушек: парни врываются даже в дома, вытаскивают и выносят девушек на улицу силой и здесь с ног до головы окачивают водой и грязью. В свою очередь, и девушки стараются отомстить парням и тоже бегут на реку за водой. Начинается таким образом общая свалка, полная веселья, криков и смеха. Кончается дело тем, что молодежь, перепачканная, мокрая, в прилипшей к телу одежде, гурьбой устремляется на речку и здесь, выбрав укромное местечко, подальше от строгих глаз старших, купается вместе, причем, разумеется, и парни и девушки остаются в одеждах.
Во многих местах баню было принято устраивать не на Аграфену Купальницу, а в Иванов день, точно так же, как и вязать веники.
В Пинежских деревнях после бани девушки закидывали веник через себя в реку: если потонет, то на этот год помрешь.
На Вологодчине вениками, составленными из разных трав и веток различных деревьев, обряжали недавно отелившихся коров; гадали о своем будущем – перебрасывали веники через головы или бросали с крыши бань, смотрели: если веник упадет вершиной к погосту, то бросающий умрет, а если не вершиной, то останется жив; костромские девушки обращали внимание на то, куда комлем упадет веник – туда и замуж выходить.
-
До Иванова дня женщинам не следует есть никаких ягод, иначе будут умирать дети у той, которая не остерегается искуса.
В Пошехонском уезде Ярославской губ. существовала вера в то, что если на Иванов день перелезть 12 огородов, желание может исполниться.