24 декабря Архивач восстановлен после серьёзной аварии. К сожалению, значительная часть сохранённых изображений и видео была потеряна. Подробности случившегося. Мы призываем всех неравнодушных помочь нам с восстановлением утраченного контента!
Как российское общество живет и будет жить с коллективной травмой. Рассказывают психотерапевты
Стоит ли брать на себя ответственность за «провалившуюся нацию»? Что может сделать обычный человек, чтобы не умножать насилие? Можно ли радоваться во время войны? Надо ли читать плохие новости? Эти и другие вопросы «Важные истории» задали соучредительницам центра психологической помощи «НеТерпи» — психотерапевткам Ксении Ивановой и Александре Малаховой.
>— Психологи говорят, что война нанесла обществу коллективную травму. Что это значит?
Александра Малахова: Война подрывает ощущение базовой безопасности в мире. Даже если я живу в Европе, даже если это не с моей стороны воюют, это подрывает привычный уклад, для большинства происходит переворот мира с ног на голову. Эта коллективная травма окажет влияние не только на нас, не только на наших детей. Это растянется на несколько поколений, как было с Германией. Я уверена, что чувство национальной вины будет преследовать не одно поколение россиян.
>— С начала войны вы оказываете кризисную помощь россиянам. С чем люди чаще всего приходят?
Ксения Иванова: Первые недели было очень много экзистенциальных запросов: как вообще жить дальше, что делать. У всех запустились механизмы «бей, замри или беги» — это три основные реакции организма на стресс. В соответствии с ними люди формировали свои запросы. Кто-то хотел бороться; кто-то не мог ни работать, ни что-то вообще делать; кто-то начал срочно собираться и уезжать. С началом войны стало поступать очень много запросов от людей, у которых есть опыт насилия; и он даже, может быть, проработан с психологом, но старые травмы актуализируются в связи с происходящим хаосом.
А. М.: В первые дни и недели войны было очень много запросов с суицидальными мыслями, в каждом втором-третьем встречались.
К. И.: Со временем их стало меньше, сейчас где-то процентов десять в заявке пишут, что думают про суицид. Сейчас люди смогли справиться с шоком — и теперь часто обращаются с необходимостью адаптироваться к отъезду. Кто-то расстается с партнерами, у кого-то просто накопилась усталость, кто-то уехал — а силы закончились, и они не знают, что там делать, в Казахстане или Узбекистане.
Можно ли жить обычной жизнью, когда идет война
>— С началом войны многим стало непонятно, как дальше жить свою обычную жизнь, когда рядом гибнут люди. Отчего появляется ощущение, что тебе нельзя радоваться, когда другой страдает? И как смириться, что кто-то спокойно продолжает жить, когда смотришь социальные сети, — люди путешествуют, веселятся?
А. М.: Есть такое понятие «вина выжившего» — кто-то страдает, а я в порядке. Это нелогично: если я здесь убьюсь, они разве перестанут страдать? Вроде мы понимаем, что нет. Но это чувство поддерживается массовыми обвинениями россиян в бездействии — что они не свергают власть…
К. И.: Понятно, я не могу свергнуть правительство, но на своем уровне что-то я могу делать — например, помогать людям. Если для того чтобы помогать, мне нужно съездить в отпуск, я не чувствую свою вину.
Мне кажется, это каждый для себя должен решить, [постить в соцсети или нет], нет какого-то универсального ответа. Но можно подумать, насколько уместно что-то выставлять, если сегодня бомбили детские сады.
Мне нравится, что в социальных сетях можно демонстрировать солидарность. Некоторые сейчас отключают свет дома в знак солидарности с украинцами — мне кажется, здорово использовать социальные сети для такой репрезентации своей позиции.
А. М.: Это правда разные вещи: какую жизнь я живу и что я в соцсетях размещаю. Мне кажется важным продолжать жить свою жизнь. Но опять: я это делаю в отрыве от всего происходящего, делаю вид, что ничего не происходит? Или я продолжаю жить свою жизнь, чтобы оставаться во вменяемом состоянии, и принимаю посильное участие в происходящем? Я отрываю себя от этого контекста и создаю мыльный пузырь или я живу жизнь и остаюсь в контакте с реальностью и что-то делаю, чтобы количество зла уменьшалось? Из таких маленьких вещей на индивидуальном уровне можно даже назвать: я слежу за своим уровнем раздраженности, чтобы не кричать на близких, не срываться на домашних животных. Мне нравится идея, что насилие должно на мне остановиться. Я не могу остановить насилие где-то там, но я точно могу его не приумножать здесь.
— Из-за чего все же возникает злость и раздражение, когда ты смотришь социальные сети тех, кто продолжает жить спокойно? Я уже поняла, что это не объективное отражение их жизни, но все же…
А. М.: Важно помнить, что это раздражение, злость, гнев часто возникают как реакция на собственное бессилие. Что мне делать со своей злостью? Признать свое бессилие, невозможность повлиять на этих людей, повлиять на то, что такие люди вообще есть. Это горько, но это честно по отношению к себе прежде всего.
К. И.: Отписываться от таких людей тоже нормально. Если что-то невыносимо смотреть в соцсетях, не смотрите.
Как теперь быть русским
>— А что можно сказать про людей, которые подстегивают чувство вины за то, что ты живешь свою жизнь и что ты русский?
К. И.: Мы недавно выпустили книгу «Как нам это пережить». Я писала там главу: «Я русский, теперь это стыдно?» Очень многие клиенты, конечно, с этим обращаются, особенно те, кто живет за границей. Они с первого дня начали говорить: «Как нам теперь быть?» Когда накрыло виной, действительно, русским на какой-то момент стало быть стыдно — в первую очередь перед собой, что мы что-то недоделали, что надо было что-то сделать по-другому…
А как сталкиваться с этим от других людей? Ну, о ком это больше говорит, я не знаю. О нас как о русских или о людях, которые на таком уровне обобщения судят о других? Если ты русский, значит, априори поддерживаешь Путина и войну или ты какой-то слабый и ничего не делал. Мне кажется, это свойство людей — мазать одной краской всех. Дискриминация происходит на уровне совершенно разных огромных групп (например, женщин), вот теперь русские тоже попали под дискриминацию. Но дискриминация всегда больше говорит о тех, кто дискриминирует, чем о дискриминируемых.
Когда меня спрашивают, откуда я, мне никогда не стыдно сказать, потому что это не что-то, что я выбирала в жизни. Если дальше идет агрессивная реакция, значит, разговор надо заканчивать. Это неприятно, конечно, но меня лично это не сильно задевает. Человек, скорее, себя унижает, если он так реагирует.
А. М.: Мне кажется, важно из этого слияния отпочковываться, от этой массы, в которую тебя замешивают. Опять-таки возвращаться в свою реальность. А я поддерживала или нет? Что я делаю сейчас, выражаю ли я свою антивоенную позицию?
Ракурс вины нужно переводить в ракурс ответственности. Например, я могу отвечать за то, что я своим детям рассказываю, что я с друзьями обсуждаю или что я пощу в соцсетях. Но есть что-то, на что точно я не могу повлиять. Странно за это испытывать вину. Важно спрашивать себя: так, какой ущерб я лично принесла? Какие договоренности лично я не соблюла?
— Люди ощущают вину за что-то, что недоделали. Не сходили на выборы, недостаточно выходили на митинги…
А. М.: Да, это такая тщетная попытка вернуть себе контроль, потому что в прошлом я уже ничего не могу поменять. Но я бы предложила передвинуть фокус внимания на настоящее. Сейчас что я могу делать? Сейчас, завтра, послезавтра, через неделю — потому что здесь я могу что-то изменить, а не заниматься самобичеванием из-за прошлого. Может быть, проще сказать, чем сделать, но я бы прям предлагала не просто в голове эти мысли крутить и перемалывать по кругу, а сесть и на листочке написать, про что я сожалею, и погоревать про это, что вот этот поезд упущен, вот это я упустила уже, это в прошлом. А что я могу сделать сейчас или в ближайшем будущем?
— Но тогда не стояли вопросы жизни и смерти. Почему все же людям не страшно идти туда, где можно погибнуть?
К. И.: Многие, когда шли, продолжали верить тому, что им говорят: что без подготовки никуда не пошлют, что не будут на передовую отправлять необученных, неслуживших… А с чем они столкнулись, когда туда приехали, и почему прозрели? Слова очень сильно разошлись с реальностью. И только тогда встал вопрос жизни и смерти. Когда мобилизованный садится в автобус и едет, еще не идет речь о жизни и смерти.
А. М.: Сыграли свою роль наивность и надежда, что «старший» позаботится, он знает как надо. В нас не воспитывали критическое мышление, вся наша образовательная система построена таким образом, что есть лишь единственное правильное решение, его знает учитель. Это приучает наш мозг работать в режиме послушания.
Что с нами будет, когда военные вернутся домой
— Какими вырастут дети в семьях, где отец не вернулся? И каково им будет услышать, что их папа — военный преступник?
А. М.: Им придется пройти через горевания. Мне кажется, для ребенка неважно, его отец военный преступник или нет. Ребенок не мыслит такими категориями. Если мы говорим про благополучную семью, отец — это эмоционально значимый человек. Горевание, даже если он просто уезжает надолго.
К. И.: Дети не мыслят в таких категориях, папа есть папа. Я вспоминаю себя: у меня отец служил в Афганистане. Мне кажется, в полной мере я осознала это только сейчас. Когда я была ребенком, я не думала про это.
А. М.: А если они все же начнут что-то читать, разбираться, то им придется это отгоревывать и строить новую картину мира.
— С войны вернется много травмированных мужчин. Что это будет значить для общества в целом?
К. И.: Зависит от того, будут ли этим мужчинам предложены какие-то программы реабилитации — потому что сейчас их в целом нет. Если эти люди вернутся с ПТСР и никак не будут по-новому интегрироваться в общество, это будет страшно, потому что ПТСР — это зачастую вспышки неконтролируемой агрессии. Это приведет к росту домашнего насилия, но будет проявляться и за пределами дома. И это уже началось: мы видим новости, что вернувшиеся с войны устраивают драки, стрельбу. Это люди, которые умеют пользоваться оружием и очень агрессивны в отличие от пассивного большинства сегодня. Они готовы на многое, возможно, и на бунты.
А. М.: Самыми уязвимыми окажутся те, кто и сейчас наиболее беззащитен: дети, женщины, старики.
К. И.: Да и сами эти мужчины не в самой хорошей позиции оказываются. Ведь как бы ни закончилась эта война, опыт говорит о том, что обычно таких людей никуда особо не берут работать. Если они вернутся с инвалидностью — ну, мы знаем, как в России к людям с инвалидностью относятся. Их не ждет ничего хорошего.
— Военных собираются приглашать к детям на занятия по военной подготовке, в Башкортостане даже брать на работу в школы предлагают.
А. М.: Каждый возвращающийся с войны нуждается в психологической реабилитации просто по факту того, что он пережил ужасный опыт. Очень странно отправлять травмированных людей в школу к детям. Мы наблюдаем жуткие ситуации по отношению к детям не от военных, а от простых учителей, которые уже выгорели в этой системе. Что же тогда будет происходить со стороны бывших военных?, а от простых учителей, которые уже выгорели в этой системе. Что же тогда будет происходить со стороны бывших военных?
>— Но каждый ли военный вернется с травмой?
А. М.: Это зависит от предыдущего опыта человека — были ли предыдущие травмы в отношениях с родителями, с партнерами. Если да, то опыт войны ляжет сверху и усилится предыдущим опытом. Если же предыдущий опыт был более-менее благополучный, то у человека больше ресурса выстаивать, справляться, переваривать этот стресс. Очень большую роль играет то, что психологи называют «авторской позицией» — когда я чувствую, что я не просто объект, которого куда-то засунули, куда-то отвезли, бросили и где-то забыли, а когда я ощущаю субъектность, возможность принимать решения самостоятельно. Сохранение этой субъектности тоже станет фактором, который будет снижать травматичное воздействие. Но война — это точно стрессовый опыт, я уверена, что он не пройдет как рядовой.
К. И.: Очень важно, какая была подготовка у человека. Одно дело, когда профессиональный военный поехал на войну, а другое дело — айтишник с военной кафедрой. Но и профессиональные военные тоже травмируются от того, что они видят. Любому человеку, который был на войне, надо проверяться периодически и проходить реабилитацию, если она требуется.
>— Как коллективная травма отразится на обществе?
К. И.: Модель общества — это масштабированная модель семьи. Что происходит с семьей, когда кто-то умирает? Это большая травма, и каждый по-своему ее переживает. Потом она в любом случае со временем как-то затянется, мы не будем жить в ужасе и вине всю жизнь. Но если никак с ней не работать, она будет фонить постоянно. Любое событие, которое хоть как-то отдаленно будет об этом напоминать, будет актуализировать эту травму.
А. М.: Это как рана, которая, если не обрабатывать, а просто заклеить пластырем или прикрыть одеждой, продолжит гнить. Если говорить про общество, то вспышки агрессии, эпидемии депрессии — все это, я думаю, нас ожидает.
>>13954344 (OP) На коллективщину дрочат: 1. Тупые хохлы. 2. Тупые бело-синие куколды-либерахи. 3. Кремлевские уебаны-провокаторы, вгоняющие народ в покорную депрессию.
Я вот хохлов не бомбил, в Бучах резню не устраивал - себя виноватым не считаю. И меня из моего европейского окружения никто виноватым не считает. А кто считает - пусть идет на хуй. Шлите на хуй всех, и либерашек, и хохлов, и подхуйлятских уебков. Не вы заварили эту кашу - не вам и расхлебывать.
Это политика слива давления такая. Они прекрасно осведомлены как это работает у человека. Даже в самой свободолюбивой стране как США, люди склонны скорее сменить штат, чем активно сопротивляться.
>>13954430 Двачну адеквата, заебали уже форсить дроч про коллективную ответственность, главное что эту хуйню внушают те кто раньше пиздел про нелигитимность выборов и нарисованную поддержку вождя. Суки переобувающиеся.
>>13954344 (OP) Почему они специальную военную операцию называют войной? А я вам отвечу, потому что они не боятся мелкого обосранного плешивого карлика пыню и его цепных псов.
>>13954472 Так у тебя попка и так тренированная, войдет туда как по маслу. Но ты с этим к вагнеровским пидорасам обращайся. И тебе понравится, и им - одни плюсы, дружба народов, епт.
>>13954488 >сам такой, хохол! Кацапик, признайся, ты же в душе робкая тян, тебе предлагают украинский хуй, ты будешь грубить, но с радостью запрыгнешь на него и от счастья позабудешь про всё на свете.
>>13954344 (OP) Раньше было немного стыдно а потом я просто перестал быть русским. От нации легко можно отказываться если ты себя с ними не ассоциируешь себя. Все таки если 90% народа придерживается империалистических ценностей и крепостное право считает духовной скрепой а права человека и демократия для них что-то плохое, то имеет ли смысл себя с ним ассоциировать? Я так не думаю. С современной мире вообще понятий наций устарело. Люди уже делятся не по национальности и цвету кожи а по политическим взглядам.
>>13954430 >2. Тупые бело-синие куколды-либерахи. Да ты охуел? Мы то как раз против любой коллективной вины, по тому что мы либерахи, а коллективная вина инструмент диктатур и после образования ООН она блядь запрещена стала в принципе.
>>13954430 >2. Тупые бело-синие куколды-либерахи. Да ты охуел? Мы то как раз против любой коллективной вины, по тому что мы либерахи, а коллективная вина инструмент диктатур и после образования ООН она блядь запрещена стала в принципе.
>>13954462 >Почему они специальную военную операцию называют войной? Потому что 1\6 суши внезапно перестала быть страной-бензоколонкой и оплачивать шикарную жизнь других наций в ушерб собственному будущему. Поэтому, они и устроили эту войну.
>>13954684 Ну как бэ у пролетария нет отечества. Это навязанная капитаглистами надстройка, чтоб посылать тебя на убой за яхты глистогархов. Что мы и можем наблюдать, что со стороны Рашки, что со стороны Хохляндии.
>>13954596 Это хохлизм какой-то - выписаться из русских потому что тебе не нравится чё-то в русских. Я например атеист и против попыта, но менять из-за этого национальность... это как если бы тигр-вегетарианец начал считать себя зеброй.
>>13954681 Хохлы прямо щас бизнес ведут с оккупантами, лол, параллельно с войнушкой. Понятно, что всякие унианы и гордон.тв акценты с этого старательно уводят
>>13954344 (OP) >Война подрывает ощущение базовой безопасности в мире Что-то мне подсказывает, что какая-нибудь война в Афганистане или Ираке такого ощущения не подрывала.
>Некоторые сейчас отключают свет дома в знак солидарности с украинцами Очень, очень полезная мера. Ещё можно в знак солидарности посрать в пакет.
Вообще, вся эта история про коллективную травму российского общества звучит как какое-то пиздобольство. Вот у кого реально стоит ожидать травм - это у участников сражений (ну всякие флешбеки в духе ТВОЮ МАТЬ ВАНЯ ТУТ СВИНЬИ НА ДЕРЕВЬЯХ) и у родственников покалеченных/погибших - а так как масштаб явно не дотягивает до Второй мировой, то под раздачу попадает далеко не всё общество.
>>13954645 Вот, кстати, с Кацем я согласен. Этот период нужно пережить с наименьшими потерями для себя. Чтобы к моменту, когда условия вокруг перестанут быть такими суровыми, быть в порядке и восстанавливать свою жизнь.
>>13954936 А кем ты себя чувствуешь? Вообще это очень старая ментальная гимнастика, я еще в сказках народов севера, в детстве читал про какого-то хомяка, которому было лень рыть нору, поэтому он себя выписал из хомяков и записал в кулики, но потом кулики улетели на юг, а хомяк по очевидным причинам не смог, поэтому подох
>>13954344 (OP) даже не читал эту стену поноса либерах. Единственное, что вызывает у меня негативные эмоции — это что сVинOреZ туговато идёт, хохлов жалеют и поэтому их мало сдохло
>>13954854 Русскоязычные форумы ≠ русская культура. В первую очередь надо уничтожить русский шовинизма, мнимое превосходство и величие внутри себя, навязанное русской литературой, музыкой и прочим искусством; избавиться от всей этой «духовности», всей этой русскости, которая уничтожила в русских всю человечность и уподобила их до состояния скота; понять, что национальность случайна, а извиняться за преступления - в порядке вещей.
>>13954936 >Я просто не вижу ничего общего с 90% русских. Язык. Мемы. Информационная сфера. Когда перестанешь сюда ходить, когда перестанешь говорить и думать на русском, потреблять русскоязычный контент, когда тебе перестанет хотететься что-то доказывать русским, тогда ты и сможешь по-честному считать себя не русским.
>>13955171 Да, мы все в значительной степени американизированы. В основном не реддитом, а фильмами и играми. Однако этого мало, чтобы стать фулл-фледжед реднеком.
>>13955319 >Однако этого мало, чтобы стать фулл-фледжед реднеком. А чего ещё не хватает? Предлагаешь ему заместо модных закладок с мефом начать мет варить и фентанилом ставиться?
>>13954404 да не...тут ща каждый второй-это промытый школьник ,который хочет быть хорошим, пить смузи, и мнить себя частью ''цивилизованного'' мира (мира золотого миллиарда чей ур жизни и развития основан на веках колониализма и нео-колониализма(эт прямо сейчас). Гордится людоедством-это чисто заподно-европейская забава, прежде всего муриканская ,там до сих пор гордятся историей страны которая начиналась с геноцида и рабства , а продолжилась кровавым 20 и21 веком(любой кто хоть немного курил историю, знает, что начиная с 20 века, Асашай-рекордосмены по числу развязаных войн,применению запрещенного оружия, и геноцидов...И весь вот этот паразитический выкидыш(КАЛлективный жапод) гордится своим уровнем жизни, основанном на воровстве ресурсов и использовании дешевой рабочей силы из стран третьего мирка... а тут России каждый третий-куколд либераха на пальмовом маспе, им тока дай возможность-сразу на коленях ивзвиваться будут...так что хз , опять перефорс какой-то...
>>13955020 >Человеком демократических, либеральных, западных ценностей. То есть педиком, который поддерживает геноцид народов и жалкое существование большей части мира, ресурсы и дешевую раб силу которого, твой жапод использует для построения своих ''демократических, либеральных, пидорских ценностей''. ОКЕЙ ПЕРДИКС, Я ТЕБЯ УСЛЫШАЛ...
>>13955746 > жалкое существование большей части мира Коммунист как обычно на страже негров. > ресурсы и дешевую раб силу которого, твой жапод использует Продолжай выбирать имперских карликов а потом удивляться почему у тебя за год по миллиону молодых русских людей покидает страну и уезжает на загнивающий запад.
>>13954344 (OP) Про Германию кстати сразу забудьте. Германию оккупировали и отстраивали за свой счет, она уже в 45 стала союзником США и пару лет спустя страной-основателем НАТО. В Рахе этого всего не будет.
>>13955780 >Коммунист как обычно на страже негров. У коммишизиков хотя бы хватало мозгов понять, что русня - негры, и никогда никем другим в глазах цивилизованных людей не будут и не были. Это у вас, ебанашек, какие-то иллюзии до сих пор остались. >Продолжай выбирать имперских карликов а потом удивляться почему у тебя за год по миллиону молодых русских людей покидает страну и уезжает на загнивающий запад. Модные либералы убили десятки миллионов молодых мужчин своими ахуенными рыночными преобразованиями. После этого в целом уже говорить не о чем - странна давно была обречена. Миллион больше, миллион меньше - похуй. Вариант Пыни в том или ином видел был неизбежностью, кто-то бы обязательно добил пидорашку.
Реально УБИВАЛИ нквд бляди которые несколько миллионов убили в 30е годы и спровоцировали голод и массовую эмиграцию из страны. Про либералов ты можешь рассказывать охуительные истории старикам и телевизора и доверчивым малолетним дегенератам.
>>13955830 мне кровавые совки дали нормальное техническое образование с языком и я съебал ещё в 90-ых в гермаху - там и был все 30 лет жил за счёт тупорылых пидарунделей вроде тебя, которые боготворят моих бюргеров-начальников, выкачивавших из твоей страны ресурсы за дарма 30 лет мне в целом похуй, можешь дальше дрочить на цивилизованный жапад - тебе туда дороги скорее всего не будет уже, простые васьки тут уже давно никому нахуй не упали, особенно русские так что сиди тут и воюй у себя в голове с совками, еблан
>>13955780 >Продолжай выбирать имперских карликов >потом удивляться почему у тебя за год по миллиону молодых русских людей покидает страну и уезжает на загнивающий запад. Ты даун? (Впрочем это риторический вопрос, отвечать на него не надо) За имперских карликов я не голосовал ,благо не в асашай живу...Впрочем то, что ты считаешь, что(не важно в какой стране) хоть немного адекватный человек, пойдет голосовать-только подтверждаешь твой диагноз...Найс кстати в коммунисты записал, не надо быть коммунякой, достаточно иметь iq хотя б не ниже среднего, чтоб понимать, как работает современная экономическая система-покупаешь дешевые ресурсы из помоек (следишь чтоб страна оставалась помойкой, а ресурсы дешевыми) далее разрабатываешь с помощью тех самых молодых специалистов (умных китайцев, русских, индусов сьебавших со своих стран в посиках лучшей жизни(не осуждаю их кста)) новый ''педикфон, треслу и пр. Далее переносишь производство этой хуйни в страну второго мира, где детимискариса их собирают за гроши... Profit? Ах да если какаю нибудь оборзевшая странишка второго мира пытается в свое производство и технологии(китай и частично раша) ведешь против них гибридную войну, обвиняешб во всех смертных грехах(бедные уйгуры мы,асашай,всю жизнь так любили и заботились о муслимах...ахаха) ,добиваешься смены правительства-снова получаешь дешевые ресурсы, дети мискарис, и молодых нецелованных специалистов уезжающих к тебе в поисках ''лучшей жизни'' Вот теперь вроде PROFIT
>>13955877 >массовую эмиграцию из страны. дибилушка, у тебя даже в педовикии написано, что за 90-ые года больше уехало чем в белой эмиграции так уж людям новая демократическая ахуенная россия понравилась причём уезжали не бароны-таксисты и их проститутки, как в 20-ых годах, а учёные с мировыми именами
>>13955917 ты мой пост вообще прочитал? моя страна 30 лет назад погибла, ресурсную пидерацию за государственное образование я вообще не признаю, зачем мне возвращаться? блять, да даже мою специальность химико-инженерную прикрыли вместе со всем направлением ещё давно, мне даже заняться нечем будет
>>13956461 Я тоже не хочу в Германию. Я хочу в России, занимаясь любимым делом, получать столько же, сколько на аналогичной должности получает германский наш сварщик.
>>13954344 (OP) >Как российское общество живет и будет жить с коллективной травмой Блять, да похуй мне, пидарашкам темболее тупо поебать. Верните возможность покупать игры в стиме и уберите НЕДОСТУПНО В ВАШЕМ РЕГИОНЕ, это единственно что вызывает дискомфорт.
Стоит ли брать на себя ответственность за «провалившуюся нацию»? Что может сделать обычный человек, чтобы не умножать насилие? Можно ли радоваться во время войны? Надо ли читать плохие новости? Эти и другие вопросы «Важные истории» задали соучредительницам центра психологической помощи «НеТерпи» — психотерапевткам Ксении Ивановой и Александре Малаховой.
>— Психологи говорят, что война нанесла обществу коллективную травму. Что это значит?
Александра Малахова: Война подрывает ощущение базовой безопасности в мире. Даже если я живу в Европе, даже если это не с моей стороны воюют, это подрывает привычный уклад, для большинства происходит переворот мира с ног на голову. Эта коллективная травма окажет влияние не только на нас, не только на наших детей. Это растянется на несколько поколений, как было с Германией. Я уверена, что чувство национальной вины будет преследовать не одно поколение россиян.
>— С начала войны вы оказываете кризисную помощь россиянам. С чем люди чаще всего приходят?
Ксения Иванова: Первые недели было очень много экзистенциальных запросов: как вообще жить дальше, что делать. У всех запустились механизмы «бей, замри или беги» — это три основные реакции организма на стресс. В соответствии с ними люди формировали свои запросы. Кто-то хотел бороться; кто-то не мог ни работать, ни что-то вообще делать; кто-то начал срочно собираться и уезжать. С началом войны стало поступать очень много запросов от людей, у которых есть опыт насилия; и он даже, может быть, проработан с психологом, но старые травмы актуализируются в связи с происходящим хаосом.
А. М.: В первые дни и недели войны было очень много запросов с суицидальными мыслями, в каждом втором-третьем встречались.
К. И.: Со временем их стало меньше, сейчас где-то процентов десять в заявке пишут, что думают про суицид. Сейчас люди смогли справиться с шоком — и теперь часто обращаются с необходимостью адаптироваться к отъезду. Кто-то расстается с партнерами, у кого-то просто накопилась усталость, кто-то уехал — а силы закончились, и они не знают, что там делать, в Казахстане или Узбекистане.
Можно ли жить обычной жизнью, когда идет война
>— С началом войны многим стало непонятно, как дальше жить свою обычную жизнь, когда рядом гибнут люди. Отчего появляется ощущение, что тебе нельзя радоваться, когда другой страдает? И как смириться, что кто-то спокойно продолжает жить, когда смотришь социальные сети, — люди путешествуют, веселятся?
А. М.: Есть такое понятие «вина выжившего» — кто-то страдает, а я в порядке. Это нелогично: если я здесь убьюсь, они разве перестанут страдать? Вроде мы понимаем, что нет. Но это чувство поддерживается массовыми обвинениями россиян в бездействии — что они не свергают власть…
К. И.: Понятно, я не могу свергнуть правительство, но на своем уровне что-то я могу делать — например, помогать людям. Если для того чтобы помогать, мне нужно съездить в отпуск, я не чувствую свою вину.
Мне кажется, это каждый для себя должен решить, [постить в соцсети или нет], нет какого-то универсального ответа. Но можно подумать, насколько уместно что-то выставлять, если сегодня бомбили детские сады.
Мне нравится, что в социальных сетях можно демонстрировать солидарность. Некоторые сейчас отключают свет дома в знак солидарности с украинцами — мне кажется, здорово использовать социальные сети для такой репрезентации своей позиции.
А. М.: Это правда разные вещи: какую жизнь я живу и что я в соцсетях размещаю. Мне кажется важным продолжать жить свою жизнь. Но опять: я это делаю в отрыве от всего происходящего, делаю вид, что ничего не происходит? Или я продолжаю жить свою жизнь, чтобы оставаться во вменяемом состоянии, и принимаю посильное участие в происходящем? Я отрываю себя от этого контекста и создаю мыльный пузырь или я живу жизнь и остаюсь в контакте с реальностью и что-то делаю, чтобы количество зла уменьшалось? Из таких маленьких вещей на индивидуальном уровне можно даже назвать: я слежу за своим уровнем раздраженности, чтобы не кричать на близких, не срываться на домашних животных. Мне нравится идея, что насилие должно на мне остановиться. Я не могу остановить насилие где-то там, но я точно могу его не приумножать здесь.
— Из-за чего все же возникает злость и раздражение, когда ты смотришь социальные сети тех, кто продолжает жить спокойно? Я уже поняла, что это не объективное отражение их жизни, но все же…
А. М.: Важно помнить, что это раздражение, злость, гнев часто возникают как реакция на собственное бессилие. Что мне делать со своей злостью? Признать свое бессилие, невозможность повлиять на этих людей, повлиять на то, что такие люди вообще есть. Это горько, но это честно по отношению к себе прежде всего.
К. И.: Отписываться от таких людей тоже нормально. Если что-то невыносимо смотреть в соцсетях, не смотрите.
Как теперь быть русским
>— А что можно сказать про людей, которые подстегивают чувство вины за то, что ты живешь свою жизнь и что ты русский?
К. И.: Мы недавно выпустили книгу «Как нам это пережить». Я писала там главу: «Я русский, теперь это стыдно?» Очень многие клиенты, конечно, с этим обращаются, особенно те, кто живет за границей. Они с первого дня начали говорить: «Как нам теперь быть?» Когда накрыло виной, действительно, русским на какой-то момент стало быть стыдно — в первую очередь перед собой, что мы что-то недоделали, что надо было что-то сделать по-другому…
А как сталкиваться с этим от других людей? Ну, о ком это больше говорит, я не знаю. О нас как о русских или о людях, которые на таком уровне обобщения судят о других? Если ты русский, значит, априори поддерживаешь Путина и войну или ты какой-то слабый и ничего не делал. Мне кажется, это свойство людей — мазать одной краской всех. Дискриминация происходит на уровне совершенно разных огромных групп (например, женщин), вот теперь русские тоже попали под дискриминацию. Но дискриминация всегда больше говорит о тех, кто дискриминирует, чем о дискриминируемых.
Когда меня спрашивают, откуда я, мне никогда не стыдно сказать, потому что это не что-то, что я выбирала в жизни. Если дальше идет агрессивная реакция, значит, разговор надо заканчивать. Это неприятно, конечно, но меня лично это не сильно задевает. Человек, скорее, себя унижает, если он так реагирует.
А. М.: Мне кажется, важно из этого слияния отпочковываться, от этой массы, в которую тебя замешивают. Опять-таки возвращаться в свою реальность. А я поддерживала или нет? Что я делаю сейчас, выражаю ли я свою антивоенную позицию?
Ракурс вины нужно переводить в ракурс ответственности. Например, я могу отвечать за то, что я своим детям рассказываю, что я с друзьями обсуждаю или что я пощу в соцсетях. Но есть что-то, на что точно я не могу повлиять. Странно за это испытывать вину. Важно спрашивать себя: так, какой ущерб я лично принесла? Какие договоренности лично я не соблюла?
— Люди ощущают вину за что-то, что недоделали. Не сходили на выборы, недостаточно выходили на митинги…
А. М.: Да, это такая тщетная попытка вернуть себе контроль, потому что в прошлом я уже ничего не могу поменять. Но я бы предложила передвинуть фокус внимания на настоящее. Сейчас что я могу делать? Сейчас, завтра, послезавтра, через неделю — потому что здесь я могу что-то изменить, а не заниматься самобичеванием из-за прошлого. Может быть, проще сказать, чем сделать, но я бы прям предлагала не просто в голове эти мысли крутить и перемалывать по кругу, а сесть и на листочке написать, про что я сожалею, и погоревать про это, что вот этот поезд упущен, вот это я упустила уже, это в прошлом. А что я могу сделать сейчас или в ближайшем будущем?
https://storage.googleapis.com/istories/opinions/2022/12/09/ya-russkii-teper-eto-stidno/index.html