24 декабря Архивач восстановлен после серьёзной аварии. К сожалению, значительная часть сохранённых изображений и видео была потеряна. Подробности случившегося. Мы призываем всех неравнодушных помочь нам с восстановлением утраченного контента!
Лектор: Дмитриев Сергей Викторович, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Отдела Китая ИВ РАН, заведующий сектором древней и средневековой истории Китая, ведущий научный сотрудник Кафедры истории Китая ИСАА МГУ, доцент УНЦ «Философия Востока» Философского факультета РГГУ.
Тред призван вызывать симпатии у российских граждан перед массированным китайским вторжением, дабы ослабить желание местного населения опираться захватчикам.
>>727227 С момента, когда Народную Республику оседлал новый генеральный секретарь Си Цзиньпин, у меня и моих российских друзей Китай не вызывает ничего кроме симпатий. Присоединяюсь к предыдущим комментаторам, провокационные сообщения Вашего характера - страшилки, направленные на дезинформацию и дестабилизацию прочных партнерских отношений нашей страны с Китаем. Ощущаю стыд, негодование по поводу таких сообщений, ведь современной России есть чему поучиться у китайского народа и его дальновидного руководства.
>>727529 >Когда Уже. Посмотри на Африку и Европу. Если США будет продолжать сопли жевать, Африка станет колонией Китая, а в Европейском халифате нигеры и мусли будут работать на дядю Ляо.
>>727805 Я в него и так не вписался (как и большая часть россиян, на самом деле). Так что если судить с твоей колокольни у всех наоборот появится возможность выйти в дамки.
>>727813 >Ну это когда в стране нет своего производства и она все покупает у метрополии. Как больше половины постсоветского пространства сейчас? То есть хуже опять же не станет?
>>727813 >Ну это когда в стране нет своего производства и она все покупает у метрополии. А когда в Китае были британские, немецкие, американские и пр. стран производства то это что такое?
>>728516 >как-то слишком поверхностно и коротко для лекции от кин Нормальный человек неспособен на одном уровне восприятия прослушивать лекции по три часа. Неспроста и в университетах лекции длятся по полтора часа - больше избыточно и для лектора и для слушателей. Тем более Дмитриев всю основную информацию проговаривает.
>>728653 И в чём же это выражается? Критикует долбоящера Мао? Вот покойный Васильев реально был отбитый либераха. а этот вполне умеренный в своих взглядах.
>>728672 И чего там такого? Просто сказал, что китайский народ и создал китайское экономическое чудо. Так и есть и никакой крамолы тут не увидел бы даже китайский цензор.
>>728684 Ну значит индийский народ не так уж и велик? >Зачем тогда китайскому народу КПК? Задаёт направление. Ну в принципе можно и без КПК, как показывает пример Тайваня.
>>729346 Практика - критерий истины. В одной стране люди суицидятся из-за отсутствия в доме сортиров, массово скидывают трупы в реку и потом пьют из неё, а другая запускает очередную высокоскоростную магистраль и разворачивает полноценную систему спутниковой навигации.
>>727813 Определение говно, а если производство находится в стране А, но заводами владеют люди из страны Б? Колония-это зависимое государство, причем желательно именно политически или военно.
>>729377 Колония это колония а зависимое государство это зависимое государство - быть зависимым не значит быть колонией. А то с твоих слов выходит что Белорусь колония России. Та и вообще - часто бывает зависимость взаимная - Китай зависит от США, а США зависят от Китая.
>>729379 Под зависимостью я имел в виду нахождение под давлением со стороны другого государства по экономическим причинам. >А то с твоих слов выходит что Белорусь колония России. ))0)
>>729444 >Чет вряд ли Хубилай хотя бы чуть чуть выглядел как китаец Ты так говоришь, как-будто монголы особо отличаются от северных китайцев по внешнему виду.
Забавно, что люди, история народов которых началась тысячу лет назад обсуждают Китай, который тысячу лет назад уже имел и свою длительную историю и культуру и письменность. 我笑
>>729584 Ну и что? По такой логике и звезды обсуждать нельзя, ведь на их фоне не то что люди, а даже и Земля это лишь мимолетная какая то крупинка которая скоро сдует.
>>729830 >а варвары пришедшие в Рим, несмотря на всю тягу к косплею империи, остались варварами? Что-то я не вижу в современном мире франков, лангобардов, вестготов, остготов и прочих германских варваров. Куда-то испарились, а на тех территориях куда они когда-то переселились нынешнее население поголовно говорит на романских языках, пьёт вино и порется в туза. Не подскажешь чому так?
>>729850 Я те открою большой секрет, но на Балканах (хотя вот не забываем про румынов, не совсем Балканы, но всё же) и в Малой Азии на романских языках и так никто не говорил в сколько-нибудь значительных количествах. Северную Африку да, проебали, но если смотреть на исторический процесс в долгосрочной перспективе, то сегодня на языках романской группы разговаривает большая часть Нового Света, то размен более чем получается.
>>729876 >И на каком языке говорили на балканах? На греческом, очевидно, за исключением как раз адриатических городов нынешней. Впрочем, итальянское влияние на них было сильно и в Средневековье.
>>729876 Хорватия стала хорватской только по итогам ПМВ, на территории, скажем так, Югославии и Венгрии в Средние Века существовало сербо-греческое царство, болгарский правитель еще в Х веке вписал себе в титулатуру "царь болгар и греков" и т.д. А в Молдавии и доброй половине Румынии, в свою очередь, базарили в основном по-славянски чуть ли не до начала ХХ века.
>>730165 Если судить по тайской экономике, то не особенно заметно. Ничего сравнимого с японским, китайским или южнокорейским экономическим чудом в Таиланде никогда не было. А всё потому что совсем другой регион и культура труда (индийская по характеру) На юговосточноазиатские страны (кроме Вьетнама, ессесно) Китай культурно практически никак не повлиял.
>>730174 >Никак не связано Как это не связано? А что тогда связано? > Япония и ЮК это Камбоджа с деньгами. Общего у Японии с Камбоджой ещё меньше чем у Японии с Россией.
>>730970 Самое забавное, что Мао, не смотря на все свои перегибы, закидоны и откровенные вредительские проекты, он все же смог оставить после себя единый Китай который не развалился вскоре после его смерти. При этом в КНР по факту и сегодня является этакой бюрократической федерацией с кучей внутренних автономий городов и регионов. И даже в обычных формально не автономных китайских провинциях местные губернаторы имеют полномочия лишь немного уступающие суверенному правителю по степени определения внутренней политике подчиненного региона. Если убрать над ними надстройку в виде КПК и внутрипартийной иерархии, то эти губернаторы. не говоря уже о официальных автономных городах и областях, становятся независимыми местными "князьями".
>>731003 >При этом в КНР по факту и сегодня является этакой бюрократической федерацией с кучей внутренних автономий городов и регионов. И даже в обычных формально не автономных китайских провинциях местные губернаторы имеют полномочия лишь немного уступающие суверенному правителю по степени определения внутренней политике подчиненного региона. Если полномочия российских губернаторов прочитать тоже может сложиться такое впечатление. Но есть нюанс.
>>732282 Мда, там же ничего кроме этого больше и нет. И у Геродота одни кулстори про потомков Геракла, а у Тита Ливия про двух оболтусов, вскормленных волчицей.
>>754958 Полностью иностранные археологические экспедиции работают только в странах третьего мира и колониях. В странах со сколько-нибудь работающим суверенитетом такое не позволяют. В соседней Японии, например, ты тоже не найдёшь раскопок, где работали бы иностранные экспедиции.
>>754960 >В странах со сколько-нибудь работающим суверенитетом такое не позволяют. Расскажи это российской экспедиции которая копает а Помпеях и итальянской, которая копает в Крыму.
>>754960 > В соседней Японии, например, ты тоже не найдёшь раскопок, где работали бы иностранные экспедиции. Ну так историю Японии тоже никто особо всерьез и не воспринимает. У них там протояпонцы с палеолита живут, айнов никаких не было, из Китая ничего не заимствовали и т.д. https://ru.wikipedia.org/wiki/Фудзимура,_Синъити
>>754968 Ты дурачок? Достаточно открыть любую статью про китайский палеолит-неолит на англовики. Вот, древнейшую в мире керамику откопали совместными усилиями китайских, американских и немецких археологов. И это тупо первая статья, которую я открыл в вики Китайская археология сегодня одна из наиболее открытых для международного сотрудничества. Чтобы в этом убедиться, достаточно посмотреть сколько монографий выходит по китайской археологии на Западе (дохуя). Даже японская, а уж тем более южнокорейская археологии более закрытые.
>>754973 Ещё один Васян, живущий мифами далёкого прошлого. Но в данном случае даже не 1977 года, а 1937 года. Вот, первый том Кембриджской истории Японии, написанной 30 лет назад практически исключительно самими японцами. Целая глава, написанная японским исследователем про то как на континенте всё заимствовали.
>>727132 (OP) Тут ролики с двух каналов: первые четыре - с канала Центра Архэ, остальные - с собственного канала Дмитриева. Между ними большой исторический разрыв, причем исторически более поздние (вроде) выложены полностью на канале Дмитриева, а исторически более ранние продолжают выходить на Архэ.
>>765858 >Судя по темпу, там дофига еще будет лекций, прежде чем курс догонит лекции на сайте Дмитриева. У курса в центре Архэ нет такой задачи. Он целиком про Древний Китай. Список всех лекций уже известен и половину уже залили на Архэ: 1. Китай и история. Особые отношения. 2-3. География Китая. Обзор места действия. 4. Антропогенез в Китае. Синантроп и его место в национальном возрождении. 5. Китайский неолит. Ралли севера и юга. 6. Сказочные истоки. Легендарные правители и проблема Ся. 7. Начало настоящей истории. Государство Шан 8.Западное Чжоу. Фиктивный золотой век. 9. Источники древней истории. Традиционное летописание и связанные с ним проблемы. 10. Восточное Чжоу. Расцвет полифонии. 11. Очерк древнекитайской интеллектуальной жизни. Пусть соперничают сто школ? 12. Повседневная жизнь чжоуского Китая. Пища и праздники. 13. Империя Цинь. Первая во всём. 14. Империя Хань на циньских руинах. Преемственность или борьба? 15. Правление императора У-ди. Оформление империи. 16. Угасание Западной Хань и великие эксперименты Ван Мана. 17. Становление Восточной Хань. Шёлк как "нефть древности". 18. Повседневная жизнь в империи Хань. Древнекитайский урбанизм. 19. Образование, наука и культура ханьского Китая. 20. Ослабление и падение империи Хань. Эпоха Троецарствия - конец света, который не хотели замечать.
>>766238 Этот цикл будет до Троецарствия. На его канале - от Троецарствия до КНР (уже все выложено). То есть в итоге получится вся история в его исполнении.
>>773187 Кажется Дмитриев несколько отошёл от первоначального плана, но так даже лучше получилось. Пытаться уместить всю эпоху Восточного Чжоу в одну лекцию было не самой лучшей затеей с самого начала.
>>773952 Ну т.е. Новый Советский Человек это то кто ненавидит и грабит Россию, а награбленное вывозит в Тель-Авив и Лондон где живет его семья? Таких в Китае и правда нет.
>>773957 Да, вопрос именно про это был. Люди, которые выросли без капиталистических отношений...построили не капитализм. А у китайцев период коммунизма был меньше 40 лет.
>>773957 >а награбленное вывозит в Тель-Авив и Лондон где живет его семья? Ну так это и есть эталонный компрадорский капитализм периферийных стран. Хуле ебало то скривили? Не нравится что-то? А в Китае партия особо не даёт капиталы из страны вывозить.
>>781246 Больше того, скоро там начинается новый курс Дмитриева, но уже про средневековый Китай. Правда не знаю, будут эти лекции также выкладывать впоследствии или нет.
>>788098 Это потому что непрерывная государственная традиция древняя и народу полно и чтобы не произошло в один век, почти всегда нечто подобное было уже до этого. То же самое можно и про какой нибудь Египет сказать. Даже немного будоражит или озадачивает то, что современный Египет пытается распространять свое влияние и конкурирует за те территории, за которые он конкурировал и пытался влиять еще 3-4 тысячи лет назад. Это буквально те же самые земли и даже города за которые шли бои и интриги в каком нибудь 1300 году до нашей эры. И так постоянно по кругу одно и тоже, только внешний антураж меняется, мода и технологии.
>>796856 >Скажите, а что знали китайцы о древнем египте, и т.п. истории других стран в разные периоды? Ничего. Впервые познакомились с историей древних цивилизаций после встречи с европейцами. Правда в те времена (XV век) и сами европейцы про тот же Древний Египет знали только то, что было описано в Ветхом Завете. По мере того, как те же европейцы в XIX веке стали раскапывать историю древних цивилизаций (в т.ч. и самого Китая) к китайцам после "открытия" их страны внешнему миру тоже стала поступать информация про всякие Египты и Месопотамии. Одно время среди части китайской интеллигенции даже было модно искать связи между клинописью и китайской иероглификой, так как считалось, что китайские иероглифы от этой клинописи и произошли. >>796862 Нет, скорее даже наоборот. Японцы европейцев рисовали похожими на демонов, настоль
>>796906 Бля, чел о всяких минойцах с хараппцами сами же европейцы узнали по сути только в XX веке. А китайцам традиционно было (да и есть) глубоко насрать на всех кроме самих себя. Они всеобщей историей стали нормально заниматься только последние лет 40-30, что закономерно, так как если ты хоть немного в курсе чего там творилось в Китае вторую половину XIX и большую часть XX века, то понимаешь, наверное, что им было немного не до того. >Неужто европеек не любили? Все европейки в огороженном сеттльменте в 3,5 городах, их мало и контачат они только со своими. Так что обычный Ли из деревни или городских трущоб в то время их даже не увидел бы за всю свою жизнь ни разу, да и откровенно говоря у него своих то забот выше крыши. В общем скачай себе уже порнуху где японцы сношают белую порношлюху и не еби мозги себе и людям.
>>796919 >шумеры, ацтеки и остальные? Тоже самое. >А если богатые в качестве наложниц. Ну это совсем уж фантастика. Никакая уважающая себя европейка в наложницы к какому-то туземному царьку или нуворишу не пойдёт.
>>796924 >о знали же про дацинь, индию С ними были реальные торговые связи. А все цивилизации, которые ты тут перечислил либо вымерли и их раскопали намного позже, либо в пределах Старого Света были вообще никому не известны до эпохи ВГО. >Некоторых таки захватывали Каких некоторых? Китай с Римом напрямую никогда не встречались, торговали через Персов. Расстояния слишком большие и посредников слишком много, чтобы можно было установить поток пленных из Китая в Европу и наоборот. Европейцы вообще впервые до Китая добрались только при монголах, когда те вынесли вообще все препятствия на пути из Европы в Восточную Азию. >Насколько практичными были ветраные повозки? Чего?
По нему рим плавал в китай, вьетнам, и возможно корею и японию.
3)См. пикчу. Были парусные повозки. Вообще, их знали ещё в бронзовом веке? yf nfrb[ afhfjy rfnfkcz? gjcvjnhb yf fyukjzpsxyjq gtlbdbrbb. А, лень переписывать, сам прочитай..
>>796928 >Ну, а после, в веках 16, 17, 18? А после до них постепенно доходила та информация, которая была известна европейцам. Никаких эксклюзивных знаний они не имели. в 16-18 веках сами европейцы ещё очень мало знали про эти цивилизации. >По нему рим плавал в китай, вьетнам, и возможно корею и японию. Ты сам это выдумал (фантазия у тебя что надо, надо сказать). Никаких свидетельств прямых морских или сухопутных связей между Римом и Восточной Азией не существует. Слишком далеко плыть да и каботажные античные посудины чисто физически не могли бы выдержать такого путешествия. >Были парусные повозки Ну раз их использовали так долго, так ещё и европейцы у себя начали такие делать, то видимо они были достаточно практичными для тех времён, иначе зачем их вообще стали бы делать, как считаешь?
>>796932 1)А что именно доходило и какая реакция? Римом они восхищались! 2)Алё, тебе ссылки дали. Свидетельств, в т.ч. письменных и археологических, ПОЛНО!
3)А примеры есть? Или анализ? Это же как грузовики! Почему это упускают из виду??????
>>796953 >А что именно доходило и какая реакция? Можешь изобрести машину времени и спросить у них сам. >Римом они восхищались! Не восхищались. Просто рассказали про какую-то неебаццо империю на Западе о которой всякие черномазые торгаши говорят, что она пиздец пушка, почти что на уровне самого Китая. >ПОЛНО Ни единого. В этой статье нет абсолютно ничего, что не объяснялось бы характером транзитной торговли. По факту, что римские, что китайские источники ясно показывают, что практически никакой аутентичной информации они друг о друге не знали. >Почему это упускают из виду?????? Всем похуй. Поставить парус на колёса много ума не надо.
>>796959 >Про Дацин писали, что он крут как китай И это всё что о нём писали. Больше ничего про него не знали. Знали бы написали бы больше, как то делали по страны, о которых имели реальную информацию. >А почему колёсную повозку не использовали массово? Ты думаешь такую хуергу дёшево сделать что ли? Это нужна целая артель плотников и ткачей и всем им надо платить к тому же. Мало кто мог такое себе позволить.
Shimao (Chinese: 石峁; pinyin: Shímǎo) is a Neolithic site in Shenmu County, Shaanxi, China. The site is located in the northern part of the Loess Plateau, on the southern edge of the Ordos Desert. It is dated to around 2000 BC, near the end of the Longshan period, and is the largest known walled site of that period in China, at 400 ha. The fortifications of Shimao were originally believed by to be a section of the Great Wall of China, but the discovery of jade pieces prompted an archaeological investigation.
>>808906 Луньшаньцы, там же написано. Крупнейшая археологическая культура Северного Китая. Монголоидное население, потомками которого являются и сами ханьцы. В культурном плане, судя по описанию, имеют многие черты, обшие для всей Луншаньской культуры, которые потом унаследовали шанцы. Из особенностей тут только размеры, каменные стены (видимо из-за недостатка нормальной земли) и тот факт, что Шимао было крайней северной переферией Луншаньской культурой. Дальше жили уже совершенно другие люди.
>>808935 >Но там же (на границе Ордоса) по летописям не было китайских поселений. Центр округа Шенму (где расположен Шимао) - город Юйлинь и окрестности заселены как минимум с эпохи династии Цинь. В целом же эти земли, как окраинные, переходили из рук в руки от кочевников китайцам и наоборот, так что твоё утверждение в любом случае равно не верно. В вики описано в общем-то, что когда удавалось накуканить кочевников, на этих территориях сразу же создавались уезды. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D1%8D%D0%BD%D1%8C%D0%BC%D1%83#%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F >Китайцы не строили пирамиды. Что ещё поведаешь? https://en.wikipedia.org/wiki/Chinese_pyramids Причём со времён неолита наибольшая концентрация таких пирамидальных сооружений находилась именно в провинции Шэньси. Т.е. традиция строительства пирамидальных курганов там не прерывалась несколько тысячелетий.
>>808958 Совсем нет. Такое ощущение может сложиться только у людей, которые слабо знакомы с китайской историей. Доля правды тут в том, что военное дело в Китае с определённого момента было задвинуто на периферию общественной жизни и пользовалось намного меньшим общественным престижем в сравнении с Европой или соседней Японии. Однако, если подумать, то не просто же так Китай стал третьей по территории страной. Никто китайцам их территории просто так не дарил. Кроме Гонконга.
>>808959 >не просто же так Китай стал третьей по территории страной
Да, только это чаще заслуга не ханьцев, а монгол, маньчжуров и других зарубежных завоевателей, покорявших земли разнеженных южан, а потом растворяющихся в них. В 20 веке Китай имел все шансы стать частью Японской империи, но северные ляоваи спасли. Ядро Китая довольно маленькое и не менялось веками.
>>809075 >Да, только это чаще заслуга не ханьцев, а монгол, маньчжуров и других зарубежных завоевателей, покорявших земли разнеженных южан Каких южан? Колыбель китайской цивилизации как раз Север (Пик 1), а Юг ханьцам приходилось тоже с боем отбивать и колонизировать. Там совсем другие люди жили ещё полторы тысячи лет назад. То, что ты описываешь является какой-то лютой мешаниной из объединения Китая Ян Цзянем в 6 веке, когда Юг действительно был раздроблен на ряд мелких династий, а север консолидирован, и захвата империи Южная Сун монголами, т.е. в описываемом тобою варианте ничего подобного никогда не происходило. >В 20 веке Китай имел все шансы стать частью Японской империи Ну просиди там японцы ещё лет 30, возможно. Только этих 30 лет у них никогда не было (Пик 2) и война, которую рассчитывали закончить быстро растянулась на 4 года даже без активного иностранного вмешательства и конца и края этому не было видно.
>>809078 Взятие столицы таких больших и многонаселённых стран как Китай - это больше символический шаг чем реальный стратегический успех. Ну взяли Нанкин, Чан Кайши съебал в Чунцин и оттуда командовал.
>>809221 Нет, ты просто не умеешь читать и слушать умных людей. Тот факт, что цивилизация в Китае зародилась и на Юге, и на Севере никак не противоречит другому факту, что колыбелью именно китайской, ханьской культуры и цивилизации является Север. На Юге жили аустроазиатские и аустронезийские племена, которые позже были ассимилированы ханьцами.
>>727132 (OP) Почему китайская система обучения чиновников не смогла подготовить высоко качественных специалистов государственного управления, а делала поэтов и цититатровшков (есть такое слово?) мудростей прошлого?
Был ли вообще какой-то толк от китайской системы обучения? Или это привело к огромным задержкам и падению дореформенного Китая?
>>810859 >не смогла подготовить высоко качественных специалистов государственного управления, а делала поэтов и цититатровшков Так это и были высококлассные управленцы в понимании традиционных китайцев. Учитывая, что китайская империя просуществовала две тысячи лет и непременно собиралась даже после периодов многолетней дезинтеграции, то они были правы, получается. У нас и сегодня у власти находятся в основном гуманитарии, если что. Просто там, где традиционная китайская политическая культура делала особый упор на историю, современная политология по западному образцу, основное внимание уделяет юриспруденции. Хотя в США, например, к собственно юриспруденции студенты переходят на завершающем этапе обучения, а до этого набирают курсы по предметам широкого гуманитарного профиля. А в России на юрфаке ты такие курсы не выбираешь, а они вшиты в учебный план, так что от тебя требуют, чтобы ты имел базовое понимание философии, истории, экономики, политологии и проч. >мудростей прошлого? Потому что считалось, что деды знали как надо и всё уже придумали, а нерадивые потомки всё проебали. Поэтому чем лучше ты разбираешься в истории, тем более полезные и осмысленные решения сможешь принимать на государственной службе. >Или это привело к огромным задержкам и падению дореформенного Китая? К задержкам и падению традиционного Китая привели исключительно манямирок и комплекс собственной исключительности среди китайских элит. Это можно понять, ведь когда вы всей страной на протяжении нескольких тысячелетий мните себя пупом земли и центром мира, а потом оказывается, что это совсем не так, то легче всего уйти в глубокую оборону из манямирка, а не что-то с этим делать. Пробить эту оборону смогла только первая японо-китайская, что в тех условиях примерно эквивалентно тому, как если бы украинцы взяли Москву. Но было уже слишком поздно. >Был ли вообще какой-то толк от китайской системы обучения? Она формировала всесторонне развитого индивида, который в условиях традиционного Китая мог заниматься вообще чем угодно: и политикой, и коммерцией, и земледелием, и наукой с культурой и даже в религиозные деятели податься. Вакантных мест в бюрократическом аппарате в любом случае было сильно меньше чем желающих, поэтому пролетевшие искали себя во многих других сферах. И находили.
>>810863 В основном чтению и письму. Сначала заставляли заучивать элементарные названия животных, растений, важных географических названий и т.д. Потом, когда набиралась минимальная масса необходимых иероглифов, переходили к чтению фрагментов из канонических сочинений (самый популярный букварь такого рода был составлен Чжу Си, кстати говоря) ну и на последнем этапе переходили к чтению самих трактатов, их заучиванию и переписыванию. Всё довольно сухо и прямолинейно, плюс учителя не брезговали и пиздюлями, естественно.
>>810869 >А у них были практические семинары? Ну чтение и переписка текстов и есть своего рода семинарские занятия. >Проводили ли опыты или исследования? Это уже хобби для взрослых и образованных людей. Многие шэньши в свободное время занимались чисто естественнонаучными изысканиями, но это всеми рассматривалось именно как хобби. >Как я понял, то обучали чуть ли не детей до молодых людей? Ну конечно. Как и сейчас, примерно в семь лет родители могли отдать своего сына на обучение (если у них конечно были деньги, чтобы платить учителю). При этом не обязательно было доводить обучение до самого конца т.е. подготовки к государственным экзаменам, многим было достаточно умения читать и писать простые бытовые тексты, а желания и амбиций бороться за государственный пост у них не было.
>>809233 >колыбелью именно китайской, ханьской культуры и цивилизации является Север Письменность - с юга, предметы культа - с юга, и цзин - с юга, ты - идешь нахуй.
>>727811 Если флаг КНР над Кремлём не висит - то не колония? Бред же, ну. По факту РФ теперь исключительно китайский сырьевой придаток, без какого-либо суверенитета. Раньше была германо-китайской колонией.
>>821337 Потому что там тоталитаризм имеет непрерывную преемственность и историю развития длительностью 2.5 тыс. лет и до костного мозга впитался в национальный характер. Для либеральностей просто не осталось экологических ниш.
>>727811 Тот анон исходит из идеи, что накопленные деньги на самом деле являются товарным долгом. Эти деньги не будут потрачены, т.е. товарный долг не будет возвращён. То есть Россия зря отдаёт Китаю материальные ресурсы, т.к в замен не получит нихуя кроме циферок в компьютере. Так же тот анон исходит из идеи, что элиты России и Китая всё это так же понимают. Из этих двух идей рождается третья - что Россия тупо платит дань или невозвратный налог. Как колония.
>>821621 >когда Россия гнала свои ресурсы в Германию, это было другое, да? Это случалось много раз в разные периоды. Про какой конкретно период вы спрашиваете?
>>821621 >По Тайваню что-то не видно этого. Почему вы не видите тоталитарность в политической системе Тайваня? Вы что слепой? Тайвань это тоталитарная олигархия и они даже не пытаются это скрывать.
>>821750 Гонконг бывшая британская колония и бывшая часть Британской Империи. Да, Гонкконг как територия формально принадлежал и принадлежит Китаю. Формально. Де-факто же политическая и социальная системы Гонконга созданы европейцами для европейцев. До европейцев Гонконг представлял собой ничтожную кучку рыбацких деревень где-то на периферии китайской цивилизации.
>>821751 Почитай про политическую систему Тайваня хотя бы в википедии. У кого там какие права и как формируется правительство. Потом обсудим.
>>821754 >>821749 >Тайвань это тоталитарная олигархия и они даже не пытаются это скрывать. >Почитай про политическую систему Тайваня хотя бы в википедии. У кого там какие права и как формируется правительство. Потом обсудим. Можно подробнее? Ничего такого не нашёл.
Ах да, там же гоминьданцев попячили в 2016. Теперь в лидерах националистическая партия "Демократическая прогрессивная партия Тайваня", у которой в основе политической программы идея о том, что тайваньцы это не китайцы, а отдельный народ со своей особенной тайваньской мовой. Разумеется при финансовой и политической поддержке от США. Ничего не напоминает?
>>821788 >Когда в многопартийной системе одна партия имеет более 50% голосов в парламенте. По отношению, например, к России это называют тоталитарным режимом. В чём отличие от Тайваня? Иди нахуй просто.
>>821790 Насколько я знаю, тайваньцы всё ещё официально считают своим языком китайский, при том, что китайские "диалекты" (в т. ч. и тайваньский) отличаются больше, чем русский от украинского и даже польского. >>821792 Ты упоротый, если всерьёз считаешь, что 50 % голосов в парламенте у одной партии - признак тоталитаризма. Тем более что Гоминьдан там, как уже верно отметили, несколько лет назад отстранён от власти. Путём демократических выборов.
>>821803 Более 50% голосов - это один из признаков тоталитаризма. А вообще ни для кого не секрет, что Тайвань это американская марионетка (аналогично как Украинское правительство после 2013 года). Раз для внешнего мира - марионетка, то соответствено для для своего населения тайваньское правительство не может не быть тоталитарным. Однако у Хозяина сменились планы. Если раньше задачей существовани Тайваня было показать всему миру "лучший вариант" Китая, то после смещения Гоминьдан задача создать антикитай. Как это произошло? Просто пролобировали нужную партию и урезали финансирование ненужной партии.
>>727132 (OP) Почему Китай не следит за словами? Эти постоянные угрозы которые оказываются пуком уже мемом стали. У них в традиции норма иметь репутацию пиздобола?
>>727132 (OP) >Краткая история Китая Великий Лидер приходит к власти. Великие реформы. Крестьянское восстание. Проблемы с лаоваями. Великий Лидер умирает. Великий Лидер приходит к власти...
В КНР сейчас проходит ХХ съезд Коммунистической партии Китая (КПК) и прямо во время одного из заседаний съезда был арестован бывший генсек ЦК КПК Ху Цзиньтао. Сообщают, что по все стране идут аресты видных представителей КПК. Си Цзиньпин начал чистки и убирает врагов и конкурентов.
>>852933 Один дед публично ткнул носом в говно другого деда. Чтобы все его сторонники знали кто тут самый главный и авторитетный, кто тут решает. Лет через десять самого Великого Кси так же могут под ручки вывести. Дело то такое. А вообще это все жалкая пародия на неповторимый оригинал. Когда то Блистательный Пухлик так же прямо во время заседания своего дядю и регента Чан Сон Тхэк вывел. А потом его обвинили в шпионаже в пользу США и расстреляли.
>>858176 Всегда кекал с этих академических либералов. Либерализм либерализмом, а бюджетное довольствие от клятого диктатора и грантики от другого нефритового стержня - по расписанию.
>>858189 Это старая беда либерализма и свободолюбия в России. С одной стороны не любишь режим, зачастую даже достаточно справедливо упрекая и критикуя его за разное. Но с другой стороны делать ты это можешь только пока этот режим существует и создает для этого условия, а без него ты или на помойке побираться будешь ибо доступа к бюджету нет или придет настоящий тиранический режим и настоящая диктатура которая тебя за твою критику просто убьет. Вот и получается, сидишь на прямом или косвенном 100% государственном довольствии, но критикуешь государство и делаешь вид, что как бы в оппозиции ему и независимо мыслишь.
>>858190 Он прямо говорит, что все успехи Китая начались, когда компартия отъебалась от простых китайцев со своими охуительными идеями и дала свободу экономической активности.
>>858195 >или придет настоящий тиранический режим и настоящая диктатура которая тебя за твою критику просто убьет. Так сейчас в Китае и действует смертная казнь, в том числе и для политических. И лагеря для уйгуров есть.
>>858202 >Так сейчас в Китае и действует смертная казнь, в том числе и для политических. И лагеря для уйгуров есть И это правильно! >>858217 Нет, тут действует типичная либеральная отговорка про "вопреки".
>>858446 >Ведь были лишь всякие династии Юань (монголы), Цин (Маньчжуры) и т.д. Почему? Был термин "Срединное государство", собственно - единственное настоящее государство в представлении китайских элит в безбрежном океане варваров и полуварваров. Ситуация схожа с Древним Римом, где была Res Publica, которая обозначала только территории под властью римского народа и фронтир, который пока ещё не под его властью. >Алсо, почему трушным Китаем Тайвань называть себя может, но вот отдельным государством — нет, КНР сразу войска введёт? Потому что сепаратизм. Если гоминьдановцы претендуют на верховную власть над всем Китаем в границах 1911 года, то они, в том числе, признают и Тайвань в качестве неотделимой части большого Китая. У либерах нет таких амбиций и они считают, что, а нахуй им собственно континентальная часть, если практика показала, что тайваньцам и самим по себе неплохо живётся?
>>858446 >Алсо, почему трушным Китаем Тайвань называть себя может, но вот отдельным государством — нет, КНР сразу войска введёт?
Тайвань по старой памяти как бы претендует на власть над всем Китаем. И если в каких нибудь 1950х и 60х их реально рассматривали как потенциально альтернативную власть в Китае, то сейчас конечно никто так на них не смотрит да и сами власти в Тайбэе вряд ли так себя мыслят уже, только формальные обряды остались. Однако все равно формально они как бы тоже Китай и это имеет последствия.
1. Если Тайвань сам объявит о независимости и самостоятельности, то получится, что как бы они сами от себя что ли отделились. Более не претендуют на остальной Китай и провозглашают себя просто еще одним островным государством. Как Ямайка только размером побольше и побогаче. И местные тайваньские правые националисты к этому и ведут, утверждая, что слишком уж долго Тайвань живет сам по себе к тому большому Китаю уже никакого отношения не имеет и нужно объявить об этом. Но Гоминьдан против. Для них это может быть политическим самоубийством.
2. То, что Тайвань это как бы формально большая Китайская Республика, а не какой от отдельный остров, как бы вольно невольно относит этот остров к большому Китаю. А это позволяет КНР претендовать на него. Ведь это не просто какой то остров, это часть Китая и они вон там сами это признают. И если Тайвань объявит себя не Китаем, а именно островным государством Тайвань, то это как бы сильно принижает весомость претензий КНР, пусть даже в Пекине это и не признают, но зато признает большая часть остального мира и США, что самое главное ведь они его защищают. По этому Пекин так негативно относится к любым намекам на признание Тайваня как отдельным самостоятельным островным государством, а не просто отвалившимся куском большого Китая.
Но скорее всего в перспективе все реально закончится провозглашением какой нибудь Республики Тайвань.
>>858446 >Китая не было до появление Гоминьдана? Как именно национального государства не было. А вообще да, причём в китайской историографии довольно ловко развели демагогию уровня "как мы круто выебли этих степных чурок своей жопой" ну и на самом деле ловко, в конце концов всё заканчивалось их ассимиляцией, так что все эти иноземцы вписаны как китайские династии. >почему трушным Китаем Тайвань называть себя может Потому что это бы значило, что Тайвань не Китай. Выше всё по делу сказали.
>>858446 Ханьцы исторически воспринимали свою страну, как римляне воспринимали Рим. Они оставались римлянами со своими законами, церковью и культурой даже в королевствах варваров. Отличие Рима от Хань в том, что во втором случае не было ни ислама, ни позднесредневекового распада на протонациональные королевства. Тайвань - очень странный случай во всех отношениях. Это фактически колониальное государство ханьцев. Вопрос самоопределения тайваньцев - это примерно как вопрос самоопределения русских крымчан.
>>858448 > Был термин "Срединное государство", собственно - единственное настоящее государство в представлении китайских элит в безбрежном океане варваров и полуварваров. Ситуация схожа с Древним Римом Современный Китай имеет отношение к нему не больше, чем Италия к Древнему Риму, что бы там итальянские фашисты и китайские коммунисты себе не выдумывали.
>>858450 > То, что Тайвань это как бы формально большая Китайская Республика, а не какой от отдельный остров, как бы вольно невольно относит этот остров к большому Китаю. А это позволяет КНР претендовать на него. И говорит о том, что КНР не имеет легитимной власти на каком–то острове, где до зоны высадки десанта можно будет доставать из ствольной артиллерии, чтобы поддерживать его.
>>858451 > Потому что это бы значило, что Тайвань не Китай. Выше всё по делу сказали. Кстати, если я ничего не путаю, то Россия, де–юре, — это город–государство (Москва) со своими вассалами (прочие субъекты РФ) — прям как Рим, лол.
>>858453 > Вопрос самоопределения тайваньцев - это примерно как вопрос самоопределения русских крымчан. Скорее, как если бы ГВ в России затянулась на несколько десятилетий.
>>858456 >Современный Китай имеет отношение к нему не больше, чем Италия к Древнему Риму, что бы там итальянские фашисты и китайские коммунисты себе не выдумывали. Так можно про любую страну в мире сказать. Модерн всех перемолотил.
>>858456 Китай - это не Италия, это скорей как если бы Италия, Франция, Испания, Греция, Турция (список можно расширять по желанию) оставались единым государством большую часть последних 2000 лет.
>>858461 Со времён Хань. В чжоускую эпоху южные княжества были не вполне китайскими (на Янцзы буквально не говорили по-китайски до тех времён практически), даже циньцев воспринимали порой как варваров на грани жунов. В принципе и не исключено, что княжество Цинь могли основать какие-то пришельцы с запада.
>>858453 >Тайвань - очень странный случай во всех отношениях. Ничего странного. В истории династий Китая Тайвань в основном игнорировался, пока генерал, верный династии Мин, не использовал его в качестве базы для борьбы с Цин. Это заставляет нас чувствовать, что история между Китайской Республикой и Китайской Народной Республикой повторяется. Впервые независимое правительство на Тайване просуществовало 23 года, прежде чем его завоевала династия Цин. Причина, по которой династия Цин должна была завоевать Тайвань, заключалась в том, что в противном случае они не смогли бы защитить свои порты в Южно-Китайском море. Во второй раз, с 1949 года и по сей день, ситуация аналогична той, что была 4 века назад, но мотивация материка завоевать Тайвань уже не так велика, как прежде, если не нулевая. Во-первых, тайваньское правительство не может поставить под угрозу безопасность материка. Во-вторых, военной мощи материка недостаточно, чтобы полностью сокрушить Тайвань, потому что за Тайванем стоит союз США, Японии, Южной Кореи и некоторых стран Юго-Восточной Азии. В-третьих, и это главное, Гоминьдан не исчез полностью с материка. Коммунистическая партия Китая возникла как левая группа, отколовшаяся от Гоминьдана, что отличается от Коммунистической партии Вьетнама, когда она была основана как отделение Коминтерна в Москве. После того, как Китай реформировался, чтобы стать рыночной экономикой, Коммунистическая партия Китая по существу вернулась к гоминьдановскому характеру начала 20-го века, который основал Сунь Ятсен. Сегодня Коммунистическая партия Китая состоит из левых и правых. В котором левая группа является государственным капиталистом, владеющим большей частью военной мощи материка. Правая группа — это группа частных капиталистов, которая владеет большей частью экономической власти. Если у правой группы нет военной базы, левая будет шантажировать ее. Однако этого не произошло, потому что Тайвань был военной базой правых. Если левые группировки будут действовать сверх лимита, Тайвань немедленно провозгласит независимость, а это приведет к гражданской войне в Китае, подобной эпохе военачальников 1916-1928 годов. Это настоящее, а будущее непредсказуемо.
>>865636 >Тайвань немедленно провозгласит независимость, а это приведет к гражданской войне в Китае, подобной эпохе военачальников 1916-1928 годов. Это настоящее, а будущее непредсказуемо. Шизофрения. Дух Гоминьдана может быть и жив в самом КНР, но зато почти умер на Тайване. Там сейчас у власти либерахи-глобалисты и если они в своём делирии дойдут до объявления независимости и развёртывания полноценной военной инфраструктуры Штатов на территории острова, то материк забудет все свои малозначительные противоречия у объединится так как глобалистскую сволочь там все ненавидят.
>>865795 Конечно, базированные чеды держат карантин 3 года подряд, чтобы потом дохнуть и заражаться миллионами. Любой здоровый (хе-хе) человек предпочтет это пидорскому Тайваню.
>>866227 Настолько минимальная, что недавно власти скрыли статистику... Вообще нет, трехгодичным карантином партия настолько угробила иммунитет китайцов, что те щщас как мухи мрут от легчайших болезней. Почитай новости.
>>880474 Первый лектор, который доходчиво и интересно объяснил мне, как чисто политически функционировали империи Юань и Цинь, и в какой степени они не были "Китаем". Петух с истории стран Азии и Африки в свое время вселил подсознательную неприязнь к предмету.
>>882189 Как на самом деле тебе только сам товарищ Кси(Грамотный Лидер) рассказать сможет. Но согласно государственной традиции Китая, возможно там есть товарищ Кси и его личная клиентелла, люди из высшей бюрократии и связанной с ней бизнеса которые на его ориентируются и чьи коллективные интересы он представляет и продвигает, так как считает возможным и нужным. То есть это Кси управляет ситуацией и является рулевым, но без этих людей он никто, а без него они потеряют свое положение.
>>883135 >А должен был? Китай разваливаеться только временно. Это такая ебанная черная дыра. Он в любой момент может схлопнуться с неимоверной кровищей и собраться вновь и разцвести. >Загнивает Пидораший народ не меняется, говорит ли он о Западе или о Востоке, вечно всем завидует.
>>883138 Тащемта, зависит от местного произношения. Где-то x произносят, как совсем не шипящую мягкую , а где-то как щи. q - местами это прямо ч, а местами почти не придыхательная мягкая [t]. В эталонном Пекинском произношении это где-то в серединке. Просто слегка шипящяя мягкая , произносимая кончиком языка от твёрдого нëба.
>>888326 Я от китайцев кринжанул. Историй типа студентов, которые на парах отсыпались от ручной выплавки чугуния и т.п. Это самый смешной период истории Китая. Сам Дмитриев по 19-20 вв., конечно, ощутимо повернохностнее получился - заметно, что не его тема. Ноунейм воюющие царства вышли колоритнее ноунейм варлордов.
>>888331 В те годы у всех комми режимов была мантра, что энтузиазм масс может совершать чудеса.
"Консерваторы знают только ту математическую формулу, что один плюс один равняется двум, но не знают, какая сумма получится, когда к одному прибавится революционный энтузиазм масс." (с) Ким Ир Сен
>>889594 Досмотрел вторую часть, в конце приведены потери: 1 млн. 100 тыч. у КПуКа, 1 млн. 700 тыс. у Гоминьпука. Йик тик, а як же знаменитые китайские мясорубки с 300 миллионами загнивков?
Гораздо большее по масштабам, но сходное по своей природе фиаско советская политика потерпела в Китае. Китаю Коминтерн придавал огромное значение, и он вселял необычайно большие надежды. Европейские державы и Япония нещадно эксплуатировали эту самую многонаселенную страну мира. Эксплуатация намывала почву для ксенофобии: Китай кипел ненавистью к иностранцам, которая время от времени взрывалась насилием. Сунь Ятсен, глава Гоминьдана (Национальной партии), правившего Китаем после 1911-12 годов, восторгался Советским Союзом, который сумел стряхнуть с себя чужеземное экономическое и политическое господство. Оставаясь страной преимущественно сельскохозяйственной, Китай, тем не менее, располагал отрядами рабочего класса, занятого главным образом в легкой промышленности и сосредоточенного в Шанхае. Ленин возлагал на Китай огромные надежды, пусть и явно впадая в преувеличение, когда говорил прибывшим из Пекина дипломатам, что китайская революция, в конечном счете, свалит мировой империализм.
Чан Кайши, выдвинувшийся в лидеры Гоминьдана в 1920-е годы, находился под сильнейшим воздействием советского примера и приветствовал потоком хлынувших в Китай московских «советников». Коммунистическая партия Китая, образованная по указке Москвы в 1921 году и состоявшая почти исключительно из людей образованных и студентов, сохраняла, как того требовали правила Коминтерна, самостоятельность, но после 1923 года многие ее члены на индивидуальной основе вступили в Гоминьдан. Делали они это, следуя указаниям из Москвы, которая рассчитывала таким путем создать в Китае антиимпериалистический фронт. Этой цели соответствовали и предложенная ею Гоминьдану помощь военными и политическими советниками. Между двумя партнерами было, однако, множество разногласий, которые особенно усилились после 1925 года, когда Сунь Ятсен умер, и власть взял в свои руки Чан Кайши. В апреле 1927-го Чан Кайши исключил коммунистов из своей партии и тысячи их уничтожил.
Из такого поворота событий Сталин сделал вывод о бесполезности попыток приручить национализм третьего мира и приспособить его к коммунистическим целям. Исходя из этого, в 1928 году Коминтерн на своем VI Конгрессе отказался от политики поддержки «национальной буржуазии». С этого времени и вплоть до смерти Сталина двадцать пять лет спустя СССР резко сокращал свою деятельность в колониальных и полуколониальных странах. Соответственно, он прекратил сотрудничать с местной «буржуазией», зачислив ее в «лакеи» империалистических держав, и продолжал держаться этой позиции, даже когда колонии добивались независимости. Так, Большая Советская Энциклопедия в томе, вышедшем в 1953 году, называла Махатму Ганди «агентом британского империализма». Зато свою опору СССР видел в коммунистических партиях, легальных и нелегальных, независимо от их численности. В 1948 году по наущению Москвы коммунисты подняли вооруженные восстания в ряде стран Юго-Восточной Азии — в Бирме, Малайе, Индонезии и на Филиппинах; все они были подавлены. Преуспели коммунисты только в Индокитае (во Вьетнаме), где в 1954 году местная партизанская армия изгнала французов из северной части страны. При жизни Сталина внешняя политика СССР была сосредоточена на наращивании собственной индустриальной и военной мощи и разжигании распрей между великими державами.
Внешне победа, одержанная в 1949-м китайскими коммунистами над Гоминьданом, и захват ими всей континентальной части Китая выглядели грандиозным успехом коммунистического дела. Марксистско-ленинское движение единым махом вовлекло в свои ряды полмиллиарда человек, почти удвоив численность тех, кто жил под властью коммунистов до этого. Но эта победа оказалась спорным достижением, потому что она была куплена ценой единства международного движения: коммунистический Китай вскоре пошел самостоятельным путем, внеся раскол в движение. Национализм опять взял верх над верностью классовым интересам.
В октябре 1927 года китайские коммунисты, те, что сохранились после разгрома их организации Чан Кайши, отступили в отдаленные сельские районы. Мао Цзэдун, один из их лидеров, некогда горячий приверженец Гоминьдана, свои следующие двадцать лет провел в политической пустыне, занимаясь строительством партизанской армии. В 1931 году китайские коммунисты провозгласили создание Китайской Советской республики. Ни тогда, однако, ни во время второй мировой войны Сталин не выказывал намерений их поддерживать. Начать с того, что защита интересов СССР на Дальнем Востоке заботила его больше, чем распространение там коммунизма; а интересы СССР требовали, чтобы Китай был сильным, единым, способным сдерживать Японию. Гоминьдан представлялся Сталину гораздо более подходящим на роль силы, которая сможет это обеспечить, и поэтому он предпочел поддерживать субсидиями Чан Кайши. Позднее Сталину пришлось учитывать опыт с независимой коммунистической партией Югославии, которая под руководством Иосипа Броз Тито в 1948 году отказалась исполнять указания Москвы и порвала с нею. Опасаясь, как бы Китай не превратился в еще одно «титоистское» государство, Сталин пытался убедить Мао прийти к согласию с Чан Кайши. Мао пренебрег этим советом и, стоя во главе крестьянской армии, не прекращал вести военные действия, добиваясь покорения всего Китая.
Сталин продолжал опекать Мао, даже когда тот стал неоспоримым хозяином Китая. Мао так зависел от экономической и военной поддержки со стороны СССР, что вынужден был некоторое время смирять свою гордость и признавать значение Советского Союза как лидера и образца для подражания. Нос приходом к власти Хрущева позиция Мао изменилась, потому что преемники Сталина виделись ему предателями общего дела. В 1959 году отношения между Москвой и Пекином дошли почти до разрыва, в значительной мере из-за отказа Москвы поделиться с Пекином ядерной технологией. Год спустя Хрущев в одностороннем порядке отозвал из Китая своих технических советников.
Мао вскоре разработал некую идиосинкразическую разновидность коммунизма. По словам одного ведущего знатока этой темы, «главные ценности», которые отстаивала идеология Мао, «представляются совершенно чуждыми марксизму», и она всего лишь наглядно показывает «безграничную гибкость всякой доктрины, едва она набирает исторический вес». Почти по любому важному вопросу Мао ставил Маркса с ног на голову. Вместо опоры на промышленных рабочих как главного творца революции, в ранг ведущего революционного класса он стал возводить крестьянство: мировую революцию, утверждал он, осуществят не европейцы (к числу коих он относил и русских), а народы Азии, Африки и Латинской Америки. Он также отверг изречение Маркса, гласившее, что «не сознание определяет жизнь, а жизнь определяет сознание»[5 - 5.К. Маркс и Ф. Энгельс, Немецкая идеология (Сочинения, т. 3, Москва, 1955), с. 25.], то есть мысли и чувства людей зависят от материальных условий их жизни. В противоположность этому, Мао настаивал, что поведение определяется идеями: «объективные факторы», которым марксизм отводит решающую роль, это в представлении Мао «буржуазное» понятие. Они не могут остановить массы, проникшиеся решимостью что-либо совершить. Соответственно, в знании содержится потенциальное зло, ибо оно мешает быть решительным; это объясняет, почему чересчур много читать вредно. Не изменения экономических и социальных условий, а изменения культурной и интеллектуальной «надстройки» позволят создать новое общество и нового человека. Это был ревизионизм особого вида: если западный ревизионизм, поднявшийся после Эдуарда Бернштейна, стремился подправить учение Маркса, приспосабливая его к действительности, то ревизионизм Мао предпочитал на действительность внимания не обращать.
>>890199 Выдвижение столь неортодоксальных идей повело к разногласиям с Москвой. Двадцатый съезд партии в Москве принял политику разрядки в отношениях с Западом и провозгласил, что война не является больше необходимостью в борьбе за всемирное торжество коммунизма, поскольку мир сам по себе неумолимо движется к коммунизму. Мао не принимал этого нового курса, руководствуясь убеждением, что появление у Советского Союза межконтинентальных ракет оправдывает наступательную политику по отношению к Западу. Как и Ленин, Мао исходил из неизбежности войн с капитализмом. Он отвергал доктрину Хрущева, согласно которой коммунизм может одержать верх, не прибегая к насилию, действуя парламентскими методами. Он предпочитал насилие. («Война это высшая форма борьбы и разрешения противоречий», «Политическая власть рождается из дула винтовки»)[6 - 6.Quotations from Chairman Mao Tse-tung (New York, 1968), 32–33.].
Соответственно, Мао отметал довод о том, что изобретение термоядерного оружия покончило с войной как политическим действием. Он презрительно отзывался об атомной бомбе, называя ее «бумажным тигром, которым реакционеры стараются запугать народы. Кажется страшным, но в действительности ничего страшного нет»[7 - 7. Ibid., 77.]. Далее он заклеймил как предательскую начатую в 1968 году политику заключения договоров о контроле над вооружениями, и его возмущало представление, будто термоядерная война проложит конец жизни на земле. С поразительной беззаботностью он писал:
Если дойдет до худшего и половина человечества погибнет, другая половина останется, тогда как империализм будет повергнут в прах и весь мир станет социалистическим; через несколько лет появятся новые 2700 миллионов человек и наверняка даже больше[8 - 8.Stuart Schram, Mao Tse-tung (Harmondsworth, U.K., 1966), 291.].
Сохраняя верность сталинской линии, он отверг послесталинскую стратегию поддержки режимов, установившихся в бывших колониях,— таких как правление Неру в Индии и Насера в Египте.
Но как ни велики были расхождения в стратегии и тактике, глубинной основой разраставшегося конфликта, который в 1969 году вылился в столкновения на советско-китайской границе, были не они, а вопрос о гегемонии в мировом коммунистическом движении. Москва всегда настаивала, что ей принадлежит безусловное лидерство в этом движении, и от этого своего притязания, формально закрепленного в 1920-м в уставных документах Коминтерна, она никогда не отказывалась. В 1956 году в Варшаве, выступая без протокола, Хрущев поведал, что Сталин говорил Мао, будто Москве должно принадлежать последнее слово во всех делах, касающихся коммунистического лагеря. После 1956 года Мао отказался играть по этим правилам, потому что, как отмечено выше, в преемниках Сталина он видел предателей марксизма-ленинизма. Теперь он считал самого себя не только равным московским правителям, но и полагал, что превосходит их. Даже не став еще правителем Китая, он стал возводить себя в авторы марксистского учения, рассчитанного на страны, лежащие за пределами Запада, в которых совершать революции предстояло крестьянству. Уже в 1945 году, утверждал один из его близких сподвижников, «великим достижением Мао Цзэдуна стало изменение марксизма как европейского учения и придание ему азиатской формы», в которой оно будет направлять огромную часть человечества, живущую в тех же условиях, что и китайцы. Позднее, стремясь вытолкнуть Советский Союз из Африки, Пекин обратился к расистской аргументации и стал обвинять русских в том, что они, будучи «белыми», совершенно не в состоянии понимать жителей Востока или африканцев. В Китае Мао прославляли как пророка истинной веры. Вполне типичным было название книги, изданной в Пекине в 1966 году: Сияние мысли Мао Цзэдуна озаряет весь мир. Таким образом, «то, что начиналось как спор о выборе революционных стратегий, стало зародышем борьбы за власть в международном коммунистическом движении»[9 - 9. Donald S. Zagoria, The Sino-Soviet Conflict, 1956–1961 (New York, 1964), 385.]. Советско-китайский конфликт выявил основополагающий и неисправимый изъян коммунистического дела. Он показал, что коммунисты других стран готовы принимать руководство Москвы лишь до тех пор, пока у них нет существенной внутренней опоры у себя дома, и они зависят от поступления финансовой и военной помощи из Москвы. Но при таком положении вещей их место оказывается на обочине национальной жизни, и они пребывают в бессилии. Если же они завоевывают на родине значительную поддержку, как это случилось в Югославии и в Китае, они становятся самостоятельной политической силой, то есть существенным приобретением для международного коммунизма, но в этом случае не желают больше следовать указаниям русских или признавать верховенство интересов Советского Союза. В результате возникало противоречие: чем больше коммунисты других стран преуспевали, тем более независимыми они становились, и тем меньше Москва могла ими управлять. Москве поэтому приходилось решать, чьи интересы отстаивать — собственные или международного коммунистического движения. Если советское руководство всерьез намеревалась добиваться распространения коммунизма, ему следовало отказаться от притязаний на ведущую роль и от теории, утверждавшей, что интересы коммунизма и интересы Советского Союза — это одно и то же. Но тогда международное движение распалось бы на части и оказалось во власти центробежных сил, утратив в результате то, что Ленин считал важнейшим достоянием своего режима — строгий централизм.
Стратегия поддержки антиимпериалистических сил третьего мира, которую после смерти Сталина взяли на вооружение его преемники, в 1950-е годы выглядела гораздо более осуществимой, чем за тридцать лет до того, потому что после второй мировой войны имперские державы предоставили независимость большинству своих колоний. В их числе были такие густонаселенные и стратегически расположенные страны, как Индия, Индонезия и Египет. Во главе их стояли неопытные, обычно испытывавшие недостаток в денежных средствах национальные лидеры, которые в политическом суверенитете видели всего лишь первый шаг на пути к подлинной независимости, которая должна опираться на экономическую самодостаточность. Они восторгались Советским Союзом как страной, вырвавшейся из отсталости и набравшей индустриальную мощь; они хотели брать с него пример и гостеприимно встречали советников и помощь из Москвы. В ряде случаев честолюбивые диктаторы смотрели также на Советский Союз как на гарантию своего пребывания у власти: в обмен на провозглашение своих стран «социалистическими» они получали поддержку спецслужб и вооруженных сил коммунистического блока в противодействии своим внешним и внутренним соперникам.
С 1956 года Москва развернула в третьем мире активную деятельность с целью сколотить против Запада, и особенно против Соединенных Штатов, союз, охватывающий половину мирового населения. Использовались разные средства создания опорных пунктов. В Индии она финансировала строившийся под руководством ее инженеров гигантский сталелитейный завод, в других местах она строила электростанции и пекарни. В Египте Москва содействовала строительству Асуанской плотины, впервые давшей возможность контролировать ежегодные разливы Нила. Такие действия должны были контрастировать со «своекорыстным» поведением капиталистического Запада. Москва вооружала арабов против Израиля и Эфиопию против Сомали. Во всех этих случаях московские «советники» прибывали следом за помощью, что позволяло Москве устанавливать свое физическое присутствие по всему миру. Предоставление помощи рождало также экономическую зависимость, прокладывавшую путь зависимости политической.
>>890200 В конечном счете, эта амбициозная и дорогостоящая политика принесла очень скромные плоды. Советский Союз просто не располагал экономическими ресурсами, чтобы играть роль, которая отвечала бы задачам его новой политики в третьем мире. В одну страну за другой, от Ближнего Востока до Африки, Москва бросалась с расчетом обратить в свою пользу тамошний вакуум власти, предоставляла финансовую и военную помощь, и все только для того, чтобы столкнуться с непредвиденным развитием событий, устранявшим ее союзника, либо обнаружить, что он передумал и сменил позицию. Как было кем-то замечено, купить лидеров третьего мира нельзя, их можно только взять взаймы.
Деятельность Москвы в третьем мире имела то главное следствие, что она встревожила Запад и обострила холодную войну. Она также сильно обременила ее казну. Марксисты-ленинцы, считая свое учение наукой, старались анализировать свой опыт и учиться на ошибках, допущенных, по их мнению, не столько в понимании конечных целей движения, которые не могли подвергаться сомнению, сколько в стратегии и тактике борьбы за них. Ленин усвоил из Маркса, что для предотвращения контрреволюции ему следовало беспощадно расправиться со всей институциональной структурой капитализма. Оценивая ревизионизм преемников Сталина, Мао пришел к выводу, что разрушения институтов недостаточно, нужно еще изменить человека. Марксизм, разумеется, всегда считал изменение человека своей высшей и конечной целью. Но Мао решил, что достичь ее надлежит без промедления, и всю систему своего правления он подчинил претворению этой цели в жизнь.
Китайские коммунисты установили тоталитарный режим, скроенный в близком соответствии с советским образцом. Первоначально Мао также в точности копировал сталинскую экономическую политику, проводил коллективизацию сельского хозяйства и осуществлял пятилетние планы индустриализации. Но были и различия. Одно из них состояло в том, что в отличие от советской диктатуры, наследницы царизма, которую мало беспокоило, что там люди думают, лишь бы они вслух выказывали единодушие и прикидывались верующими, китайские коммунисты преисполнились решимости добиться подлинного интеллектуального и духовного единства народа: #c_5.Своими корнями такая установка уходила в конфуцианство с его упором на достижение совершенства и требованием, чтобы основой управления служила нравственность, а не голое принуждение. Но непосредственно эта установка вытекала из опасений Мао, что без переделки умов его подданных, которая позволила бы им полностью усвоить учение Маркса, Ленина и самого Мао, Китай может постигнуть судьба Советской России, то есть он может погрузиться в ревизионизм и сбиться с верного пути.
Теоретические установки Мао проложили путь немыслимым экспериментам, которые все окончились провалом, стоили огромных человеческих жертв и подорвали благополучие народа. Китайские граждане, особенно люди умственного труда, заподозренные в отсталых или подрывных мыслях, подлежали систематическому «перевоспитанию», часто в концентрационных лагерях, где они подвергались тому, что вполне удачно называлось «промыванием мозгов». Это было издевательство над думающими людьми с расчетом сломить их дух.
Те же теоретические посылки послужили семенами, из которых выросла начатая в 1958 году политика Большого скачка. Вдохновляясь желанием показать миру, что Китай превзошел русских в отыскании лучшего и более быстрого пути преодоления экономической отсталости, Мао объявил, что Китай намерен за пять лет обогнать Великобританию по добыче угля и производству стали. Сделать это должны были более полумиллиарда человек, согнанных в двадцать четыре тысячи «народных коммун», где промышленное производство в примитивных домашних условиях сочеталось с сельскохозяйственными работами. Являя собой типичный пример готовности Мао пренебрегать экономической действительностью, этот замысел строился на теореме, представленной в Изречениях председателя Мао (называемой обычно Красной книжечкой Мао и единственно доступном тогда в Китае издании). Теорема гласила, что китайский народ это tabula rasa:
Кроме других своих отличительных черт, 600-миллионный китайский народ характеризуется еще «бедностью и незапятнанностью». Может показаться, что это плохо, но на самом деле это хорошо. Из бедности вырастает желание перемен, желание действовать и желание творить революцию. Что касается чистого листа бумаги, на котором нет ни единого пятнышка, то на нем могут быть написаны самые четкие и самые красивые иероглифы, нарисованы самые яркие и прекрасные картины[10 - 10.Quotations from Chairman Mao Tse-tung, 19–20.].
И это говорилось о народе, имевшем за спиной тысячи лет государственности.
Людям, проникшимся решимостью чего-то добиться, не может быть никаких преград: один из лозунгов Большого скачка гласил, что «мы заставим солнце и луну поменяться местами; мы сотворим для человека новые небеса и новую землю». Таким образом, марксизм, который его основоположники создавали как строго материалистическое учение, стараниями самопровозглашенного марксистского диктатора в Китае превращался в доктрину утопического идеализма, подчинявшую действительность воле человека.
Большой скачок породил такой хозяйственный хаос, что от этой политики пришлось отказаться. Просто потрясает, сколькими человеческими жизнями за него заплатили. Получив после смерти Мао доступ к китайским данным о народонаселении, американские демографы установили, что, по меньшей мере, 30 миллионов человек погибли от голода, о разгуле которого внешний мир даже не слышал[11 - 11. Jasper Becker, Hungry Ghosts: China's Secret Famine (London, 1996), p. 11.]. Но неудача Мао не смутила, и его мегаломания приняла патологические размеры. Ощущая свое растущее одиночество в рядах собственной партии, он в 1966 году развернул новую, ни на что не похожую и разрушительную кампанию, направленную теперь против людей умственного труда и партийных чиновников, способных, как он опасался, завести Китай на тот же предательский путь, по которому пошел Советский Союз. Для участия в этом крестовом походе из городской молодежи были созданы красногвардейские отряды, которые должны были осуществить то, что было названо Великой пролетарской культурной революцией, но вернее было бы назвать зловредной культурной контрреволюцией. Это было беспримерное явление, когда правитель, движимый отчасти желанием возродить в народе революционное рвение, а отчасти манией величия, полностью остановил культурную жизнь в стране. В течение нескольких лет Китай, одна из старейших цивилизаций мира, подвергался разрушениям со стороны варварских орд, которых учили, что все выходящее за пределы их понимания подлежит уничтожению. В разгар кампании закрывались все школы, изымались все книги, кроме учебников и трудов самого Мао. Был введен запрет на исполнение западной музыки. Хунвейбины хватали людей умственного труда, подвергали их публичным унижениям, многих пытали и убивали. Через такие же мучения прошли и тысячи партийных работников. Этому безумному наступлению на интеллект конец был положен только со смертью Мао в 1976 году. Последствием было то, что целое поколение не только осталось без образования, но и было изуродовано морально и психически.
Хотя в Китае каждый, кто осмеливался выступать с критикой Большого скачка или культурной революции, рисковал немедленно угодить в тюрьму, на Западе находились интеллектуалы, благосклонно воспринимавшие варварство Мао и стремившиеся извлекать мудрость из его бесцветных писаний.
Дэн Сяопин, преемник Мао, положил конец этим диким экспериментам. В 1979 году он начал проводить политику реформ в духе свободного рынка, которые возродили дух предпринимательства. С тех пор Китай, оставаясь коммунистическим по идеологии и форме правления, встал на путь приватизации экономики, что, по существу, означает отказ от главного среди основополагающих принципов коммунизма — уничтожения частной собственности.
>>727132 (OP) Шок контент в Китае была тяжелая кавалерия раньше чем в европе!
Где впервые в истории встречается комплекс из стремян, жёсткого седла и доспехов? Как сочетание кавалерийских навыков кочевников и технологической базы земледельческих народов под руководством племени сяньби привело к военной революции во всей Евразии? Почему европейское рыцарство обязано своему появлению аварам?
О том, как возник и распространялся по миру феномен тяжёлой кавалерии рассказывает доктор исторических наук, доцент кафедры археологии и этнографии Новосибирского государственного университета (НГУ), ведущий научный сотрудник лаборатории гуманитарных исследований НГУ Леонид Александрович Бобров.
Особо не нужны, если есть глубокое седло, которое удержит твою жопу при ударе копьем. А стремена - это в первую очередь кочевые ребята с саблями. Надо быть шизиком, чтобы не считать римских и парфянский катафрактов тяжелыми, зато записать в них жителей южной Сибири с их стременами, луками, саблями и кожаными шлемами.
https://www.youtube.com/watch?v=U2-eFnq7yyo
https://www.youtube.com/watch?v=brC_DnoD8WI
https://www.youtube.com/watch?v=ec2yW6ZkTAY
https://www.youtube.com/watch?v=gSg43hLJU2Y
сhttps://www.youtube.com/watch?v=9rVqJh0x9GE
https://www.youtube.com/watch?v=pFDp356eI5M
https://www.youtube.com/watch?v=Le5RFxYHb8w
https://www.youtube.com/watch?v=xx9mlbs4JXg
https://www.youtube.com/watch?v=0cJJ0fEr9vI
https://www.youtube.com/watch?v=ByGBPHC2iMY
https://www.youtube.com/watch?v=pBhyE15mEUo
https://www.youtube.com/watch?v=FwBnGymLxqI
https://www.youtube.com/watch?v=C0ayccVxIag
https://www.youtube.com/watch?v=4fA1aQ63g8o
https://www.youtube.com/watch?v=GfkNyGOKAJE
https://www.youtube.com/watch?v=pJLsWLESVGw
https://www.youtube.com/watch?v=eeDieoGcLDI
https://www.youtube.com/watch?v=5bEtWFMckDQ
https://www.youtube.com/watch?v=ZUNeL6OCNxA
https://www.youtube.com/watch?v=-TXqdiqmtE4
https://www.youtube.com/watch?v=nPCT6pl23gk