24 декабря Архивач восстановлен после серьёзной аварии. К сожалению, значительная часть сохранённых изображений и видео была потеряна. Подробности случившегося. Мы призываем всех неравнодушных помочь нам с восстановлением утраченного контента!
>>49953 если не просто читать, а анализировать, то почему бы и нет? Ведь собственный опыт более ценен, чем чей то еще. Да и вообще, теория в поэзии не столь важна. Я хочу сказать, что, в какой бы безупречной форме ни были написаны стихи, они будут сводиться к простому рифмоплетству, если автор пустоголов. В поэзии главное чувство, а не сухое правило. Но вообще, если ты считаешь, что тебе есть что сказать, то говори. Зачем спрашивать?
Для начала, небольшой пост про то, зачем всё это нужно. Стихи можно писать без всяких размеров и рифм, и это будут стихи. В конце концов, поэзия - это правильные слова в правильном порядке, и не больше. Но для того, чтобы писать хорошие "стихи не по правилам", или верлибры, нужно обладать отменным скиллом. Красивый ритм скрывает некоторые недостатки содержания, (доказано Северяниным) а при его отсутствии они сразу вылезают наружу. Поэтому написать хороший верлибр на самом деле намного сложнее, чем хорошее "классическое" стихотворение. И не думай, анон, что конкретно тебя это не касается. Тот же Маяковский, которого ставят в пример как гения, положившего на эти ваши рамки, очень скурпулёзно относился к выбору рифм, и написал весьма поучительную статью на тему. К тому же хорошие, оригинальные рифмы, необычные виды размеров (а их тысячи, просто огромный простор фантазии) служат отличным бонусом к богатому внутреннему миру стиха. А иногда и делают его богаче. Итог: Прежде чем писать без правил, размеров и прочего, стоит научиться писать с ними, и писать хорошо.
Итак, переходим к тому, что такое ритм. Ритм - чередование ударных и безударных слогов (что такое ударение, надеюсь, все знают). Ритм есть везде. Это основа любого стихотворения, даже верлибра. Правда, в верлибрах он ощущается на уровне ощущений. В творениях Гомера и газелях Навои на языке оригинала ритм отличается от ритма стихов Пушкина, про них позднее. Чтобы рассмотреть ритм в обычных стихах, возьмём для наглядности строчку "Привет, анон!" Выделим ударения: "привЕт, анОн!" Как мы видим, из двух слогов первый безударный, а второй ударный. Продолжаем строчку: "привЕт, анОн! здорОво, двАч!" По-прежнему ударение падает на второй слог, а первый курит бамбук. Этот стихотворный размер называется ямбом. Схема ударений (безударные слоги показаны чёртачкой, ударные восклицанием): -! -! -! -! Если изменить последовательность: "здорОво, двАч! привет, Анон!", то размер остаётся прежним. В принципе, мы уже сочинили стихотворение: "Привет, анон! Здорово, двач! Здорово, двач! Привет, анон!" Если тебя устраивает нехватка рифмы и смысла, вешай на стеночку. Но если еще продолжить строки: "Привет, анон! Здорово, двач! Добрый вечер всем! Здорово, двач! Привет, анон! Как я рад вас видеть!" - то размер улетит к чёртовой матушке - ударения уже не будут падать на каждый второй слог, и читатель расшибёт колени о такие ухабы мысли. Ударение может падать и на первый слог: "здрАвстуй, двАч! привЕт, анОн!" Такой стихотворный размер называется хореем. Его схема ударений: !- !- !- ! На самом деле, эта фигня не особо-то и нужна, но люди юзают активно. Ударный и безударный слог составляют стопу. В первом нашем примере был четырёхстопный ямб, во втором - четырёхстопный четырёхстопный хорей. Количество стоп определяется количеством ударений. Итог: Соблюдайте очерёдность ударных и безударных слогов, и будет вам Щастье. Про трёхсложные размеры и всяческие пропуски ударений я напишу позже, но и там всё основано на том же принципе.
Стопа хорея и ямба состоит из двух слогов, поэтому они называются двусложными размерами. Теперь пора перейти на уровень выше и поговорить о размерах трёхсложных. Ударный слог тоже один, а вот безработных - два. Размер, в котором ударение падает на первый слог, называется дактилем: "двАч, анонИмная ж тЫ имиджбОрда." Схема ударений: !-- !-- !-- и т.д. Когда ударение падает на второй слог, перед нами амфибрахий: "как спрИнтерский бЕг черепАхи, неспЕшен, анОн, амфибрАхий." Можно спросить: "а куда подевалось ударение в слове как?". Так вот - оно не играет роли, прочитайте вслух, и убедитесь. Не все ударения в словах влияют на ритм стиха, это важно понять. Схема ударений амфибрахия: -!- -!- -!- Ну и наконец, если ударение падает на конец, то есть третий слог, размер называется анапестом: "этот трЕд обновлЯется рАз в пару лЕт". Здесь тоже ударения в словах "этот" и "пару" на ритм не влияют. Ударения анапеста: --! --! --! Хочу напомнить, что начатая последовательность ударений продолжается на всём протяжении стиха. Вы не можете начать стих хореем, продолжить амфибрахием, и закончить дактилем. Зато можете сделать чётные строки дактилем, а нечётные хореем, правда это очень трудно.
>>50013 Есть ударный слог, за ним безударный, потом опять ударный, потом безударный. Следующий слог должен быть ударным. Если будет слово, где ударение в другом месте, то размер сломан. Ударения раньше определял чтением вслух, сейчас само идёт.
Итак, как я верно заметил в >>50037, схема ударных слогов в стопе называется метром. Ударения, падающие на слоги, которые по схеме должны быть неударными, называются несистемными. Их нужно стремиться избегать, потому что звучат они не ахти, но бывает, что деться от них некуда (тогда, правда, можно поиграться с порядком слов. Русский язык в числе прочих его достоинств я люблю еще и за нестрогий порядок слов в предложении), тогда приходится их вкорячивать, распрощавшись с благозвучностью. Но в некоторых случаях несистемные ударения придают строке некий шарм и обладающий вкусом анон может допустить их без непоправимого ущерба. В добавление к вышесказанному хочу еще сказать, что литературоведы (Жирмунский) еще различают силы внесистемных ударений - бывают слабые, средние и сильные внесистемные ударения, но тут мы вступаем на поле такой теоретической ебанины, что лучше нам туда не надо.
Кроме метра, в стихах существует еще понятие ритма. Метр - это схема, ритм - это рисунок. Например, в строках "Вознесся выше он главою непокорной / Александрийского столпа" ритмический рисунок отличается от схемы. Схема - шестистопный ямб (вторая строка урезана): -!-!-!-!-!-!- / -!-!-!-! Ритмически же эти строчки выглядят так: -!-!-!-!---!- / ---!---!
Ломоносов, собственно разработавший русскую силлабо-тонику, то есть регулярный стих, изъебывался над собой и своими слушателями таким образом, что в его стихах метр и ритм совпадали. Он как бы говорил "если в стихах на этом месте должно стоять ударение, то оно там, блять, будет стоять!" Хотя и у него бывают отклонения от этой свирепой схемы (Царей и царств земных отрада, / Возлюбленная тишина).
Двусложная стопа, в которой оба слога безударные, называется пиррихием. Охуительное слово, очень оно мне нравится. Если вы скажете кому-нибудь: "Эта строка написана четырехстопным ямбом с пиррихием во второй стопе", вы сразу почувствуете, как ваш авторитет взлетает до неебических высот.
>>50037 Так расскажи. Я в последний раз по теме общался пару лет назад, поэтому наверняка что-то крупно путаю. И это не мой авторский тред, есть что дополнить или поправить - дополняй и поправляй.
Итак, котятки мои, наше регулярное стихосложение называется силлабо-тоническим. Почему я называю его "регулярным"? Да потому что в нем регулярно чередуются сильные и слабые слоги, сиречь ударные и безударные. Что же значат эти страшные слова "силлабо-тоническое"? Значат они то, что в каждом стихе (строка стихотворения часто называется "стих") соблюдается количество слогов (греч. syllabe - слог) и ударений (греч. tonos - ударение). До реформы Тредиаковского и Ломоносова стихи писались не то чтобы абы как, но были в основном силлабическими, то есть учитывалось количество слогов в стихе, а ударения там стояли хуй пойми где и количество их было разным. Ломоносова с Тредиаковским это не устроило и они издали положняк о соблюдении и количества слогов и количества ударений в стихе, благодаря чему мы и имеем сегодня множество прекрасных образчиков стройной поэзии. Естественно, когда ты начинаешь блюсти количество слогов и ударений в строке, все это хозяйство легко распадается на конечное количество схем, называемых размерами. Регулярные двухсложные и трехсложные размеры анон рассмотрел в предыдущих постах, остались всякие отклонения и неиспользуемые размеры. Дело в том, что в Греции, откуда пришла к нам лирическая (она и называется так потому, что в Греции стихи пели, подыгрывая себе на лире) поэзия, не было понятия ударения как такового, а были длинные и короткие слоги, так что для них вполне обычным делом был размер, в стопе которого все три слога длинные (ударные). Называется он молосс и я не знаю, чем надо упороться, чтобы писать этим размером стихи. Или, скажем, такое издевательство над здравым смыслом, как стопа, в которой все три слога краткие (трибрахий) или вообще, стопа, состоящая из одного (!) ударного слога. Находились, впрочем, всякие ебанутые смельчаки, которые писали стихи такими размерами (потому что могут), но большой художественной ценности эти стихи из себя не представляют. Итак, молосс (!!!), трибрахий (---), кретик (!-!), бакхий (-!!), антибакхий (!!-). Запомнил эти названия, анон? Молодец, а теперь можешь забыть, потому что они нахуй не нужны. Но это еще не все. Нас ждут, плотоядно посмеиваясь, четырехдольные размеры. Так называемые пеоны. Пеон - четырехсложный размер, в котором три кратких слога и один длинный. Три безударных и один ударный, кароч. Всего их, как сам понимаешь, четыре штуки, называются они без выебонов - первый, второй, третий и четвертый пеоны, порядковый номер пеона является по совместительству порядковым номером ударного слога в стопе. В принципе, пеоны можно рассматривать как ямбы или хореи, ритмически организованные в более длинную стопу. Ну, а про такую хуиту, как пятисложный размер дохмий (!--!-) я даже не буду ничего говорить, потому что даже римляне уже забили на него хуй и не использовали. Да, чуть не забыл про спондей - двусложный размер, в котором оба слога ударные. Спондей, как правило, появляется там, где присутствует внесистемное ударение. Чаще всего это самое ударение стоит на односложном слове что, в принципе, не так уж и страшно. Гекзаметр - это шестистопный стих, написанный дактилем (в основном) со всякими отклонениями (всего насчитывают 32 разновидности гекзаметра), в общем, это все, что я хотел написать в этом сообщении и уже подзаебался. Отдохну и мы продолжим, у нас впереди еще дохуя интересного.
Итак, мы рассмотрели регулярные размеры. Но иной анон посмотрит на них и плюнет: "Скукота! Вчера ямб, сегодня амфибрахий, завтра анапест - и все?" Нет, не все. Специально для таких вот взыскательных жлобов в стихотворных размерах имеется еще много гитик. Возьмем, к примеру, дольник. Что такое дольник? Это стихотворный размер, в котором длина стопы варьируется в пределах стиха: "ПочемУ я такОй мудАк?" (--!--!-!) Но количество безударных слогов в стопе у дольника не должно превышать 2. Количество ударений в строчках соблюдается, не соблюдается, как видим, только количество безударных слогов, которое колеблется от нуля до двух. Повторяюсь, да. Если количество безударных слогов между ударными в стихе достигает трех - эта хуерга называется тактовик. Все стихи, в которых максимальное количество безударных слогов превышает три, называются акцентными. Большое развитие дольник и прочие тактовики получили в начале-середине прошлого века (в течение так называемого "Серебряного века"), когда писать ими стали практически все. Всем вдруг остопиздели регулярные размеры и народ пустился во все тяжкие. Самым ярким, пожалуй, примером является Владимир наш Владимирыч Маяковский. Неравнодушен к акцентному стиху был и поздний Бродский, и еще много кто, но мне все-таки больше по душе писать, используя регулярные размеры, возможности которых, в принципе, неисчерпаемы.
Прежде чем мы перейдем к довольно большой теме рифмы, хочу немного попиздеть за строфику, упомянув о цезуре. Строфа - это блок строчек, объединенных каким-нибудь общим признаком. Как правило, рифмой. В стансах (есть такой жанр) каждая строфа - по сути, законченная мысль, то есть это еще и смысловой блок. Различных видов строф существует невъебенное количество. Самая простая строфа - это, очевидно, двустишие с парной рифмовкой. Дальше можно упомянуть терцины (ими написана "Божественная комедия") с рифмовкой аба бвб вгв и так далее. Потом идут четверостишия с перекрестной (абаб) или опоясывающей (абба) рифмовкой, или без нее (абвг) или с частичной (абвб) или снова с парной (аабб), в общем хули вам объяснять, сами все знаете. Пять строк, шесть строк (строфа с рифмовкой абабаб называется секстиной), семь строк, восемь строк (строфа с рифмовкой абабабвв называется октавой), далее везде. Онегинская строфа - абабввггдееджж, и хуева туча прочих строф, названных по имени тех, кто их впервые применил. Вернее, впервые применил в числе тех, чьи произведения до нас дошли. Есть названия и у стихов с определенным количеством слогов в строке и определенным размером. Например, шестистопный ямб с цезурой после третьей стопы называется александрийским стихом. Цезура - это, проще говоря, пауза. То есть, окончание третьей стопы не может приходиться на середину слова и на последнем слоге третьей стопы должно обязательно стоять ударение. Вот в такие тесные рамки часто загоняют себя мазохисты-поэты, а нахуя, спрашивается? Известным примером александрийского стиха является тот же пушкинский "Памятник". Свое название имеет и вышеупомянутый гекзаметр, вспоминая о котором, я каждый раз почему-то понимаю, что подзаебался писать. До новых встреч, друзья!
>>50109 Поясню собрата. абаб - это не философское "а бабу бы сюда!", а схема рифмовки, при которой строки рифмуются через одну: Белеет парус одинокий (а) В тумане моря голубом (б) Что ищет он в стране далёкой (а) Что кинул он в краю родном (б) и т.д. Остальные буквенные сокращения расшифровываются сходным методом.
Замолвлю словечко за рифму. Рифма - это созвучие ударных слогов. "Палка" не рифмуется с "селёдка", потому что ударные слоги не совпадают. Зато с "давалка" рифмуется очень даже ничего. Кроме гласной, должны быть похожи и согласные слога. "Человек" не рифмуется со "след", как утверждал один товарищ не на этом сайте. Зато неплохо рифмуется с "абрек". Полные рифмы - где слово созвучно целиком - звучат особенно хорошо. Поэтому "чебурек" рифмуется с "человеком" ещё лучше. Как утверждает Капитан Очевидность, в подавляющем большинстве случаев рифмуются концы строк, но рифма может стоять и в начале, и посередине. Например: "Опьянение печали, озаренье тихих тусклых свеч, — Мы не ждали, не гадали, не искали на земле и в небе встреч. " (Фёдор Сологуб). Тут, кроме рифмы "свеч - встреч" на конце строк, рифмуются "печали - ждали - гадали - искали" Иногда рифмуются все строки целиком "Взорвано, уложено, сколото, Чёрное, надёжное, золото". (Владимир Высоцкий) Теперь о плохих рифмах. 1. Однокоренные рифмы - табу. Особенно набившее оскомину "человек - век". Услышав что-то вроде этого, хочется забить автора креслом до смерти. Рифмы, состоящие из повторов слов в одинаковом значении "Анон - анон" тоже не катят. У Пушкина и других катило, но в наши дни не катят. 2. Рифмы "глагол - глагол". Например, "ел - смотрел - созрел - офигел". Сочинять очень легко, слушать не очень. Нельзя, но если очень хочется, то один раз не графоман. Одна - две за стихотворение (в зависимости от объёма, конечно) допустимы. Больше - уже передоз. 3. Рифмы "местоимение - местоимение". Ну ты понел. Вообще, рифмовать слова лучше из разных частей речи. Существительные с существительными рифмовать можно. 4. Рифмы банальные. "Кровь - любовь", "Слезы - грёзы - прозы - морозы - розы", "дождь - уйдёшь - придёшь - порядок наведёшь" и т.д. Использовать можно только в качестве стёба, как у того же Пушкина (не даром сукин сын): "И вот уже трещат морозы. И серебрятся средь полей... (Читатель ждет уж рифмы розы; На, вот возьми ее скорей!)" Рифмы хорошие: 1. Рифмы, состоящие из слов разных языков. Примеры придумайте сами. 2. Составные рифмы "туфли - пуф ли" "козни - Бог с ним" и т. д. Очень здорово придумывать. 3. Рифмы с переносом (когда конец слова переносится в начало следующей строки): "Сверни с проезжей части в полу- Слепой проулок и, войдя В костёл, пустой об эту пору," (Иосиф Бродский). Сложный вид рифмы. 4. Рифмы из омонимов: "Тут на мишку - вот напасть! Пчёлы вздумали напасть". (уже не помню, кто). 5. Ну и конечно, все остальные не-плохие рифмы! Алсо, существуют стихотворения с выдержанным ритмом, но без рифм. Их называют белыми. Правило простое - пишешь белый стих - забудь про рифму. Пишешь обычный - рифма должна быть везде.
>>50159 Ребят, а если пишешь обычный стих и рифма везде есть, то можно не таким строгим в ритме быть? А то меня этот подбор слов под ямбы немного угнетает.
>>50159 Добавлю ещё, что рифма бывает мужская и женская. Мужская - это когда ударение падает на последний слог строки, женская - когда на последний слог ударение не падает. Я памятник себе воздвиг нерукотвОрный (ж) К нему не зарастёт народная тропА (м) Ты правильно понял, анон, таки их чередование тоже следует соблюдать.
>>50205 Еще и чередование рифм соблюдать? Но, допустим, у того же Лермонтова нет этого. Весь "Мцыри" на одной и той же, женской, рифме. Поясни анон, пожалуйста, отдельно за всяких Маяковских и Бродских.
>>50206 Можно сделать всё стихотворение женской или мужской рифмой, с этим проблем нет. Но если у тебя шла-шла женская, а под конец ты трапнул и стала мужская, то ты редиска. Если у тебя шло ж-м-ж-м, а потом резко м-ж-м-ж, то ты редиска. Маяковский крут, и Бродский тоже. Что пояснять?
>>50208 Бродский на самом деле писал в очень тяжёлых ритмах (те же "Стансы"), но строго их выдерживал. А рифмы просто обалденные сочинял, и схемы рифмовки рисовал завиральные. Очень крутая техника у него была. А Маяковский один такой. Ему можно.
>>50267 Дело, скорее, в том, что написано хуево. И смысл изложен хуево, как бы он там не был глубок. Просто набор слов, в котором охуеть философию видит только сам автор, при этом еще и сфейлил все, что можно: от рифмы до ритмики. Будь там меньше претенциозности и замаха на эту твою глубину, было бы лучше. Не намного, правда.
>>50267 Окей, вторая попытка. Расскажи в прозе то, о чём этот стих. Где это здесь, кто это они, что они терпят, что за иные плоскости, и что это за весеннее плато, на котором следы костылей. Объясни, тут же одни дураки сидят, им богатый внутренний смысл не понимать.
>>50268 >Нипанятна, хуёва! Я тут не смогу тебе, что-то объяснить, но ты вот покажи, блять, в каком месте я всё зафейлил, ритмику и рифму?плато не в счёт, ты мне покажи всё зафейленное
>>50270 >стих >одни дураки Вот на счёт всех я не знаю, но ты точно не знаешь разницу между стихом и стихотворением.
>>50271 Видимо, это ты показал, как нужно было написать. Почему ты не можешь понять, что мне было интересно написать не о потных хуях двачера, а ассоциативно и сравнительно выразить мысль о тех чертах людей которые мне не нравятся?
>>50286 Ну так пиши, кто тебе мешает? Только будь чуть более самокритичным, ты считаешь, что "ронять поребрики снобства" - это вообще удачное сочетание слов? Ты бы сам его понял, если бы это написал кто-нибудь другой? Почитай раннего Заболоцкого, за кажущейся бессмыслицей каждый его троп очень точен.
>>50293 И еще вдогонку, самое берущее за душу в стихах, это не когда поэт изобличает окружающие пороки (это уже этакая басня получается), а когда ковыряет собственное убожество. "Я сижу в темноте и она не хуже/ В комнате, чем темнота снаружи".
Йоооу, котятки! Простите, что оставил вас так надолго, ну, сами понимаете, мне на вас похуй. Итак, мы начинаем читать долгую и нудную хуятину, посвященную рифме. Что такое рифма - думаю, не мне вам объяснять. Рифма, кароч - это когда в конце строки там чето созвучно. Отдельные детали, посвященные рифме, я вам расскажу немного позже. Сейчас же прильните к мониторам, я вас посвящу в то, как рифмы подразделяются с точки зрения метра.
Итак, рифмы делятся на мужские (это когда ударение падает на последний слог):
избаловать - завоевать
Женские (ударение падает на предпоследний слог)
избаловали - завоевали
Дактилические (помните нашу беседу о размерах? Дактиль там, хуе-мое? Нет? Ну, я так и думал. Дактиль - это трехсложный размер, в котором ударение падает на первый слог. Так и в этой рифме) Ударение падает на третий от конца строки слог:
избалованы - завоеваны
Ну, и самые ебанутые рифмы - гипердактилические. Это рифмы, вообще потерявшие всякие берега. Их ударный слог отстоит от конца строки больше, чем на три слога:
избалованными - завоеванными
Вот. Ну, хоть с этим разобрались. На недельке подгребу и расскажу вам обо всяких тонкостях-хуенкостях, о бедных рифмах, богатых, и прочей ебале, если не забухаю.
Анон, тебе интересно?