Посмотрел вебку с соседнего треда, посвящённую сабжу (насколько я знаю, она показывалась как тизер до выхода игры). Все эти стоны, шумы, резкие смены планов и какая-то заторможенность происходящего натолкнули меня на размышления. Ещё когда я первый раз прошёл 4 часть (т.е. около 13 лет назад), поймал себя на мысли, что эта игра дико пугает. И я говорю не про конкретных монстров, локации или задумку про "осаждённую крепость". Пугало что-то другое, что-то, что даже по нынешний день заставляет меня видеть кошмарные сны (редко конечно, но бывает) на тематику сабжа. Тогда я не мог понять, что же так сильно напугало меня в этой игре. Да, там была убогая (даже по меркам 3 части) графика, некоторые монстры могли показаться скорее забавными, а отход от канонов серии обильно поливался говном. Но было нечто, что цепляло в плане страха получше любой другой части. И недавно я наконец понял, что же это. На мой взгляд, 4 часть строиться по принципу ночного кошмара. Я имею ввиду логику кошмарного сновидения. В кошмаре, обычно, опасность неизбежна. Без разницы что это - маньяк, собака или нечто более злое - в ночном кошмаре мы всегда не можем избежать опасности. Она либо преследует нас бесконечно долго, либо некая сила не даёт нам сдвинутся с места. Мы словно оказываемся в ловушке. Куда бы мы не бежали во сне - мы не можем спрятаться. Нас словно видят сквозь стену. И в 4 части серии построили таким образом всю игру. Конечно, задумкой с кошмарным сном разработчики вдохновлялись ещё при создании 1 части игры, но там (как и во 2 и в 3) герой всегда мог спрятаться (условно). Были проблемы с выходом из города (в 1 и 2 части), была опасность, но ничего конкретного герою не угрожало (имею ввиду, что монстры были не более, чем случайными проекциями страхов). В 4 же части угроза есть - маньяк, в мире которого мы находимся. И нет ни одного угла, где герой мог бы спрятаться. В 4 части лично у меня возникало сильнейшее чувство паранойи. Мне казалось, что на каждой локации кто-то есть (кого я не вижу), каждая стена на меня смотрит и каждый призрак прекрасно знает, где я сейчас нахожусь. Первую половину игры мы не встречаем Уолтера (и она поэтому в разы безопаснее), просто потому, что он охотится на других, до нас очередь ещё не дошла. И как же сильно меняется ситуация, после того, как очередь доходит до нас. В квартире появляются призраки. Начинаешь отчётливо понимать, что в любую секунду в квартиру залезет труп, и ты не сможешь его остановить (я имею ввиду задумку сюжета, технически, конечно, такого нет). Ты можешь запастись свечами, можешь подготовить револьвер или забаррикадироваться в ванной, но тебя всё равно достанут. Саливан никуда не торопится. Мир в предыдущих 3 частях не пытался нас убить. Он не был едино-организован. Монстры были препятствиями в сознании героя, и бывали моменты, когда ГГ мог перевести дух. В 4 части ничего такого нет -весь мир пытается нас убить. Он настроен агрессивно, и он живой. Наверное, по этой причине куда бы мы не приходили - в старую тюрьму или в мрачный лес - призраки тут же появлялись рядом. А это говорит о том, что за нами каждую секунду следят. В 4 пугала клаустрофобия. Я чувствовал себя как герои из фильма "Лангольеры" - теоретически я мог пойти куда угодно, но это было бы иллюзией - мир был пустым. А может быть даже и не связан между собой (если допустить, что он состоял из воспоминаний Уолтера, то можно представить, что за пределами зон, где мы ходили, ничего попросту не существовало, только пустота). И от этого становилось жутко. Я даже не буду говорить про ебанутую ( в хорошем смысле слова) больницу, где даже расположение палат каждое прохождение разное. Первая и третья часть ассоциировались с кровью, разложением, болью. Это, безусловно, напрягало. А 4 часть стерильная. Она не тёмная, даже наоборот - мы всегда видим, что в конце коридора. И что-то в этой серости и сырости было отталкивающим. Наверное, потому, что было неестественным и мёртвым. Даже монстры в 4 части, в отличие от первых трёх - мертвы во всех смыслах этого слова. В предыдущих частях монстры чувствовали боль (это было видно хотя бы по их дизайну), они не были настоящими, но они были живыми. Те же собаки постоянно ели чьи-то останки, кто-то стонал перед смертью. Это делало их живыми, а потому - более "привлекательными", чем лишённые эмоций и каких-либо чувств создания 4 части. В общем, ты понял мою мысль, анон. Предлагаю обсудить этот аспект 4 части. Без срача про то, какая часть лучше\хуже, без упоминаний про плохие продажи и слабую графику, без рыгающих пациентов, и прочего дерьма - обсуждает суть. И да, я не очень впечатлителен, до 4 части успел пройти 3, 2, и парочку страшных игр, так что закалка у меня была.